Повышение пенсии с 1 января. Индивидуальный пенсионный капитал (ИПК). Что изменится для врачей и учителей

В Госдуму внесён законопроект, устанавливающий дополнительную социальную доплату к пенсиям. Документ имеется в распоряжении «Парламентской газеты».

В случае принятия законопроекта с 1 января 2019 года размер средней пенсии в России будет составлять 19 166,3 руб. в месяц, то есть она вырастет на 47,9%. По регионам размер будет варьироваться в зависимости от зафиксированной среднемесячной заработной платы. Например, в Москве средняя пенсия может составить 34 923,3 руб., в Санкт-Петербурге 26 937 руб., в Краснодарском крае - 15 188,3 руб.

Это позволит существенно улучшить социальное положение пенсионеров. В дальнейшем необходимо будет увеличивать размер доплаты с тем, чтобы довести материальное обеспечение пенсионера до 60-70% среднемесячного заработка по региону, что будет соответствовать мировой практике, отмечают авторы документа.

Дополнительная федеральная социальная доплата к пенсиям рассчитывается исходя из среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников в соответствующем субъекте РФ. Такой критерий расчёта представляется более эффективным и более справедливым. Предполагается, что доплата к пенсии в 2019 году устанавливается пенсионеру в случае, если общая сумма его материального обеспечения в месяц (включающая пенсионные и иные выплаты) не достигает 50% среднемесячной номинальной начисленной заработной платы по соответствующему региону.

В настоящее время среднемесячная номинальная начисленная заработная плата фиксируется органами статистики. Для целей установления доплат к пенсиям порядок её исчисления, согласно законопроекту, будет определяться Правительством РФ. При изменении размера среднемесячной заработной платы будет производиться соответствующее изменение размера федеральной доплаты к пенсии.

Финансовое обеспечение расходов на выплату дополнительной федеральной социальной доплаты к пенсии, предусмотренной проектом федерального закона, предлагается осуществлять за счёт межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда РФ в соответствии с бюджетным законодательством. Переходными положениями законопроекта предусмотрено, что соответствующие расходы должны быть включены в федеральный бюджет и бюджет Пенсионного фонда РФ на 2019 год.

  • Ранее в России на 2,9 процента проиндексировали социальные пенсии и зависящие от неё выплаты. Повышение коснётся 3,9 миллиона пенсионеров, в том числе 3,1 миллиона россиян, получающих социальные пенсии. Повышенные выплаты получат, в частности, дети-инвалиды, дети-сироты, причисленные к малочисленным народам Севера пенсионеры.
  • Также сообщалось, что проживающие в Подмосковье пенсионеры старше 70 лет впервые единовременную выплату в размере 5 тыс. рублей. Отмечается, что выплата по достижении 70-летия не будет сказываться на других формах материальной поддержки.
  • Кроме того, Правительство России поправки в бюджет для индексации пенсий выше инфляции. В частности, речь идёт о подготовке предложений в бюджет на 2019-2021 гг., которые предусмотрят озвученный Президентом России Владимиром Путиным в Послании Федеральному Собранию рост пенсий выше инфляции.
Навигация по статье

Как известно с 2014 года был введен , который предполагалось снять уже в этом году. Однако этого не случилось, а ответом правительства по вопросу модернизации накопительной системы стало предложение ввести новый план индивидуального пенсионного капитала .

Новый способ формирования пенсионных накоплений планируется ввести в ближайшем будущем. Законопроект в настоящее время находится ещё в стадии разработки, а все принципы действия новой системы - в стадии обсуждения.

Основные возражения , высказываемые разными ведомствами, касаются следующих вопросов:

  • «добровольность» участия в данной программе;
  • учет корпоративных систем дополнительного пенсионного обеспечения;
  • условия досрочной выплаты накоплений.

И тем не менее и те, и другие понимают необходимость , в первую очередь, именно с этой позиции, дабы повысить доверие граждан к накопительному элементу и увеличить приток финансов.

Фото pixabay.com

Концепция индивидуального пенсионного капитала - что это такое?

Разработанная Центробанком и Минфином и предложенная ими на Московском финансовом форуме еще осенью прошлого года модернизация накопительного элемента пенсии включает в себя несколько аспектов.

Основные аспекты :

  • направление действующего от дохода работника на выплаты действующим пенсионерам в полном объеме (без выделения 6% на накопительную часть у лиц, избравших данный вариант пенсионного обеспечения);
  • только за счет уплаты добровольных взносов в выбранный гражданином НПФ;
  • предоставление налоговых льгот и для самого работника, и для его работодателя;
  • предоставление переходного периода предположительно в течение двух лет, в ходе которого застрахованные лица смогут принять решение о переводе уже имеющихся накоплений в новую систему или отказе от накопительной пенсии с возможностью отписаться от ИПК;
  • разработка базовых условий внедрения новой системы для лиц, не желающих принимать самостоятельное решение по выбору отдельных параметров, касающихся:
    • размера ставки дополнительного платежа;
    • схемы выплаты.

Решение о формировании ИПК

Ключевым положением в решении о формировании индивидуального капитала является автоматическая подписка на него. Данный аспект продолжает быть спорным вопросом между сторонниками и противниками такой идеи.

Основными моментами формирования ИПК являются следующие:

  • устанавливаемый размер первоначального взноса по умолчанию равен 0%;
  • в течение переходного периода гражданин самостоятельно выбирает размер взноса, добровольный выбор при этом не имеет ограничений;
  • у неопределившихся произойдет автоматическое повышение взноса на 1% в год, пока не достигнет уровня 6%;
  • работник при этом может самостоятельно прекратить уплату взносов, изъявив желание установить так называемые «каникулы» на срок до пяти лет с возможностью продлевать их на протяжении всей жизни (отсутствие заявления о продлении каникул приведет к автоматическому начислению взносов);
  • размер установленного взноса также можно будет периодически менять как в большую, так и в меньшую сторону.

Уплата добровольных взносов

В соответствии с новой концепцией нашим гражданам предлагают выбрать процент отчислений в накопительную систему самостоятельно во время переходного периода.

Для неопределившихся с размером взноса россиян автоматически будет установлен процент, равный нулю. Таким образом, в первый год действия новой системы платить им ничего не придется .

Дальнейшее ежегодное повышение взноса на один пункт до уровня 6% Центробанк рассматривает в качестве минимального с возможностью последующего роста до 12%.

При этом представители Центрального банка подчеркивают, что минимальный уровень будет не обременительным для граждан на начальном этапе, а постепенное его увеличение позволит им более осознанно определиться с графиком накоплений, чтобы ощутить значительную прибавку к пенсии в будущем.

Стоит отметить, что для граждан, самостоятельно выбирающих размер взноса, его величина не будет ограничена .

Налоговый вычет и НДФЛ в новой системе ИПК

Предлагая россиянам самостоятельно копить на будущие пенсионные выплаты в новой системе ИПК, правительство рассматривает введение ряда льгот как для самих работников, так и для их работодателей.

Застрахованным лицам предлагаются два варианта стимулирования накоплений в виде налоговых привилегий :

  • Налоговый вычет по НДФЛ, размер которого не будет превышать 6%.

    Такое налоговое послабление смогут получить и третьи лица, уплачивающие взносы в пользу других застрахованных лиц, например, своих родственников.

  • Снижение ставки НДФЛ до минимального уровня, равного 10%.

    Такую величину ставки предполагается вводить для граждан, уплачивающих взнос в ИПК в размере 10%. Однако изначально Минэкономразвития предписывает повысить ставку с существующих 13% до 15% для тех, кому установлен нулевой размер взноса. Затем увеличение процента накоплений будет приводить к пропорциональному снижению ставки НДФЛ до минимального уровня.

В свою очередь, страхователям планируется предоставить налоговый вычет по налогу на прибыль на сумму перечисленных работником взносов. Такой вычет предполагается вводить с учетом повышающего коэффициента, равного 3% в течение первых шести лет и 6% на протяжении последующего времени.

Когда начнет формироваться индивидуальный пенсионный капитал?

Согласование новых принципов построения накопительной системы в настоящее время близится к своему завершению. После снятия разногласий в процессе обсуждения между различными ведомствами планируется уже к концу апреля 2017 года представить законопроект для утверждения.

В случае положительного рассмотрения и принятия документа Госдумой осенью текущего года индивидуальный пенсионный капитал начнет формироваться у россиян с 2020 года .

Самыми острыми вопросами на этапе разработки новой пенсионной системы стало обсуждение таких принципов, как:

  • участия граждан в новой структуре формирования накоплений без предварительного согласия;
  • квазидобровольного перечисления взносов на индивидуальный пенсионный капитал.

Конечно же, проверить жизнеспособность новой системы возможно будет только спустя несколько лет, когда как минимум одно поколение ощутит на себе результаты нововведений, а пока они воспринимаются в качестве дополнительного принудительного бремени на кошельки наших граждан. И для более успешного внедрения новой концепции потребуется огромная разъяснительная работа среди простого населения.

Возможность получить пенсионные накопления досрочно

Свои пенсионные накопления россияне смогут получить двумя способами:

  1. При назначении , как это делается сейчас (причем предусмотрен вариант более позднего обращения для получения большей суммы);
  2. Досрочно еще до выхода на заслуженный отдых.

Пенсионные выплаты обещают быть очень гибкими. Доступные их схемы будут напрямую зависеть от объема накопленных средств - чем их больше, тем больше вариантов.

В первом случае возможны следующие варианты:

  • ежемесячные выплаты до полного израсходования средств на счете;
  • срочные выплаты;
  • установленные в течение определенного периода времени платежи, учитывающие уровень инфляции;
  • выплата остатка накоплений равномерными платежами почти в любой форме.

В случае досрочного получения накопленных средств следует учитывать такие основные моменты:

  • возможность их перечисления на срок не более пяти лет ранее даты ;
  • «при чрезвычайных обстоятельствах» размер изъятых средств не может быть более 20%;
  • в отдельных случаях (например, тяжелая болезнь) предусмотрен возврат средств в полном объеме и в любое время;
  • изъятые средства на иные цели, кроме пенсионных, облагаются НДФЛ.

Разница между ИПК и существующей накопительной пенсией?

Между существующей накопительной пенсией и новой системой вложения средств в индивидуальный пенсионный капитал существует несколько принципиальных отличий :

  • теперь накопления будут формироваться за счет дополнительных добровольных взносов самих граждан помимо обязательного взноса в 22%, уплачиваемого работодателем на страховую часть (ранее эти средства перечислялись страхователем в размере 6% от годового фонда оплаты труда работника и являлись частью страхового взноса);
  • накопленные средства теперь будут являться собственностью граждан (в этом смысле новая концепция больше похожа на вложение средств в депозиты);
  • формирование накоплений только в (при этом предполагается создание центрального администратора, аккумулирующего всю информацию, содержащую реестр работников, установленные тарифы и взносы).
  • применение системы налоговых льгот в новой системе предполагает привлечение большего числа застрахованных лиц к данному процессу накопления, что должно способствовать оздоровлению экономики уже в настоящее время.

Несмотря на неоспоримые преимущества вложения средств в ИПК, кажущиеся на первый взгляд, а именно получение прибыли за счет размещения накоплений в различные финансовые инструменты и существенная прибавка к пенсии в будущем, нельзя не сказать и о двух значимых недостатках :

  • дополнительные затраты из бюджета на первоначальном этапе внедрения новой системы;
  • недоверие граждан и их нежелание увеличивать свои расходы, имея и без того небольшой доход.

Как не скрывают сами разработчики новой программы, внедряемая концепция больше интересна гражданам с доходом выше среднего, так как в этом случае финансовый результат от нововведений будет заметен больше всего.

Что станет с накоплениями после проведения реформы?

Также ключевым моментом согласно новой схеме накопления станет исключение из нее Пенсионного фонда и .

В зависимости от того, где находятся накопленные средства граждан в настоящее время, после проведения реформы они будут скорее всего преобразованы по одному из следующих сценариев :

  • либо автоматически перейдут в индивидуальный капитал, если на данный момент управление ими уже осуществляется одним из НПФ;
  • либо будут переведены гражданином самостоятельно в негосударственный фонд, если сейчас денежными средствами ведает ПФР ( или );
  • либо оставить эту сумму без изменений и дождаться выплаты накопительной пенсии при условиях, ;
  • либо будут переведены в при отказе застрахованного лица от участия в новой системе и наличии письменного заявления.

На последний вариант следует обратить особое внимание, так как вступление в новую программу будет происходить по умолчанию , но участие в ней является делом исключительно добровольным . В связи с таким принципом действия новой системы граждан призывают осмысленно подойти к решению быть ее участником и не забыть изъявить свое мнение в письменном виде при нежелании вкладывать деньги в ИПК.

Хотя данный вопрос до сих пор вызывает противоречивые суждения со стороны разных блоков правительства.

19,875 Просмотры

Пенсионное обеспечение – самая актуальная проблема в РФ, ведь на сегодняшний день уровень данной выплаты с большим трудом может удовлетворить хотя бы главные потребности ее получателей, а большая часть российских пенсионеров относится к категории социально незащищенных граждан.

Конечно, существует небольшой процент тех, кому повышенный уровень пенсионных выплат дает возможность жить по-человечески. Но для большей части россиян, вышедших на заслуженный отдых, день получения пенсии сопровождается тщательным планированием бюджета, причем об оздоровлении в пансионатах или приобретении новой одежды речь не идет. Главный вопрос заключается в том, как распределить месячную сумму между коммуналкой, питанием и покупкой самых необходимых лекарственных средств.

Конечно, в преддверии выборов правительство делает все, чтобы заручиться поддержкой электората – с трибун, телевизионных экранов и печатных страниц то и дело звучит информация о том, что пенсионеров ожидает повышение денежных выплат. Впрочем, параллельно с повышением планируются реформы, которые коснуться еще работающих россиян. Для них эти инновации означают новые принципы формирования фондов, из которых будут производиться выплаты, и потенциальное повышение возраста выхода на пенсию. Давайте узнаем, что нового ожидает нынешних и будущих пенсионеров в 2019 году.

Нынешних пенсий россиянам едва хватает на еду, лекарства и оплату ЖКХ!

Принципы реформирования пенсионной системы

Власти страны заявили, что уже в 2018 году будут внедрены очередные пенсионные новшества, причем приготовиться к ним стоит всем категориям пенсионеров. Основные принципы обновленной пенсионной системы в РФ выглядят так:

  • Разработка и внедрение новой программы отчислений. Предполагается, что граждане на добровольной основе будут совершать дополнительные перечисления средств в спецфонды, чтобы в будущем не рассчитывать лишь на государство, а уже сегодня формировать для себя финансовую подушку. Сегодня российские работодатели обязаны перечислять на счета Пенсионного фонда 22% от суммы, выдаваемой работнику в виде зарплаты. Из них 6% идет на накопительную часть (напомним, что эти средства с 2014 года пребывают в «замороженном» состоянии). Тратить эти накопления можно лишь после выхода на пенсию. Сегодня власти предлагают пересмотреть эту норму, введя понятие «индивидуального пенсионного капитала». Россияне смогут совершать дополнительные перечисления, формируя себе нормальную пенсию. Однако для этого должны соблюдаться хотя бы два условия: граждане должны верить в надежность фондов и иметь деньги, которые можно в них переводить. Пока что люди, работающие на минимальную зарплату, такой возможности не имеют;
  • Возможность распоряжаться частью накопительной пенсии. Вопрос о том, когда же будут «разморожены» накопительные части пенсий, остается в числе самых актуальных. В правительстве говорят, что его повторно рассмотрят в 2018 году. Предложенная схема позволит россиянам использовать свои деньги, если у них возникает необходимость оплатить лечение. В Минэкономразвитии предложили разморозить 1-6% на счетах, а затем перевести их в выбранные россиянами частные пенсионные фонды;
  • Изменения в государственной выплате пенсий. Правительство в лице Эльвиры Набиуллиной, председательствующей в Центробанке РФ, сообщило, что госвыплаты будут сохранены, причем их собираются поднять настолько, чтобы обеспечить пенсионерам нормальную жизнь. Тем не менее, весьма вероятно, что эта часть пенсий будет одинаковой для всех социальных пенсионеров;
  • Увеличение возраста выхода на пенсию. В правительстве идут дискуссии относительно увеличения возраста, позволяющего перейти на пенсионное обеспечение. Рассматривается перспектива постепенного поднятия этой планки на 6-12 месяцев в течение ближайших лет. Сейчас говорят о выходе на пенсию в 63 года. Естественно, эти сведения вызвали роптание жителей страны, так что в преддверии выборов о нем практически не упоминают. Однако есть информация, что в скором времени планка будет поднята для . Кстати, есть и другие предложения – например, некоторые люди в Министерстве финансов считают, что мужчины и женщины должны продолжать работать до 65 лет. Расчеты правительственных экспертов показывают, что увеличение возраста выхода на пенсионное обеспечение позволит уже к 2024 году повысить пенсии на 30%. При этом страховая выплата достигнет 185% от зафиксированного для пенсионеров прожиточного минимума, а к 2035 году – станет равна 233% от указанной величины;
  • Увеличение доли работодателей в пенсионном финансировании. Эта норма начала внедрятся в жизнь уже в 2017 году. На протяжении трехлетнего периода (с 2017 по 2019 год) нагрузка на работодателей будет увеличена на 1,5%. Причиной данного шага названо постепенное уменьшение доли госсредств в формировании Пенсионного фонда – ее будут удерживать на отметке в 1/3 от полного размера пенсий социального характера;
  • Ужесточение мер в отношении теневого предпринимательства. Минфин заявил, что на сегодняшний день часть «серых» зарплат можно оценить примерно в четверть от всего зарплатного фонда страны, а это около 5 триллионов в национальной валюте. Вывод теневых зарплат «на свет» позволит пополнять бюджет на сумму до 70 миллиардов рублей каждый год. Впрочем, конкретные шаги пока что озвучены не были, разве что появятся некие льготы для законопослушных работодателей.

Возможно, уже в 2019 году россияне будут выходить на пенсию в 63 года

Какими будут пенсионные выплаты в 2019 году?

Не так давно президент подписал нормативный документ, регулирующий функционирование Пенсионного фонда на 2018-2020 годы. Главные постулаты данного законодательного акта выглядят так:

  • расходная часть фонда в 2018 году вырастет на 279 миллиардов рублей, достигнув отметки в 7,15 триллионов в нацвалюте;
  • предусмотрено увеличение сумм страховых пенсионных выплат для пенсионеров, которые прекратили работать. Уже с 01.01.2018 они выросли на 3,7%, т.е. до 4982 рублей 90 копеек в месяц;
  • каждый пенсионный балл теперь равен 81 рублю 49 копейкам (в прошлом году его значение составляло 78 рублей 58 копеек);
  • с 01.04.2018 планируют пересмотреть на 4,1% пенсионные выплаты, причем как для работающих пенсионеров, так и тех, кто оставил трудовую деятельность. Средняя сумма пенсии социального характера будет равна 9045 рублям, что на 3,7% выше, чем прожиточная минималка, установленная для пенсионеров;
  • были заложены дополнительные средства для выплат пенсионерам, у которых ежемесячная сумма дохода является меньшей, чем установленная минималка для этой категории россиян. Если региональный бюджет не может обеспечить доплату, то средства будут начисляться в виде федеральной выплаты. В бюджете для этого заложено 94,5 миллиардов рублей;
  • россиянам, которые ухаживают за нетрудоспособными гражданами, будет выплачиваться ежемесячная компенсация в размерах 1200 рублей, а для родителей детей-инвалидов предусмотрена выплата в размерах 5500 рублей;
  • сформирована часть Фонда, в которую поступят деньги из материнского капитала. Напомним, что эта сумма не изменится и будет все также равна 453026 рублям, а из нее все также можно будет формировать пенсию для матери;
  • на сегодняшний день получателями страховых пенсий в стране являются 40 миллионов человек, а 3,7 миллионов россиян – это адресаты пенсий по гособеспечению.

Что касается перспектив на 2019-2020 годы, то пока что в правительстве говорят об очередном увеличении пенсий на 4,4%. Однако этот показатель все еще подлежит обсуждению – в Минфине и Центробанке уже предложили заложить фиксированное ежегодное повышение пенсий на 4% в год. По расчетам правительства, к 2019 году российские пенсионеры будут получать в среднем по 14439 рублей ежемесячно, а в 2020 году – по 14900 рублей. Решено также пересмотреть соцпенсию, повысив ее до отметки в 9476 рублей в 2019 году.


Правительство обещает, что в 2019 году средняя пенсия в РФ составит 14439 р.

Впрочем, как известно, усредненные показатели российской статистики редко отражают действительность. Пенсионерам важно понимать привязку выплат к территориальному показателю, ведь именно он определяет в конечном итоге минимальную пенсию. В 2018 году ситуацию можно описать такими цифрами:

  • столичным пенсионерам будут выплачивать как минимум 11908 рублей;
  • питерским – 8796 рублей;
  • саратовским – 7931 рубль;
  • самарским – 8418 рублей;
  • волгоградским – 8791 рублей;
  • курским – 9170 рублей;
  • камчатским пенсионерам сыграл на руку местный коэффициент, так что им будет начисляться минимум в размерах 16896 рублей;
  • новосибирским пенсионерам повезло меньше – их минималка равна 8788 рублям;
  • екатеринбургским положено примерно столько же – 8796 рублей;
  • пенсионерам из Нижнего Новгорода – 8324 рубля;
  • гражданам Казани – 8479 рублей;
  • челябинским пенсионерам – 8779 рублей;
  • омским гражданам – 8464 рубля.

Открытым остается вопрос индексации выплат пенсионерам, которые продолжают работать, а таких в стране около 9,5 миллионов человек (по официальным данным). Если эти пенсионные выплаты так и не подвергнутся индексационным мерам, то власти смогут сэкономить 0,7% и 0,6% от расходов Пенсионного фонда в 2018 и 2019 годах соответственно.

Помимо индексации и повышения пенсий, в 2018 году также произойдет ряд изменений в основах пенсионного обеспечения российских граждан. Какие это изменения?

Повышение пенсий с 1 февраля 2018 года

и ряд других изменений

в России будет проводиться в три этапа:

  • Уже с 1 января 2018 года на 3,7 процентов произошло увеличение трудовой пенсии неработающим пенсионерам (по старости, по инвалидности и по потере кормильца). Эта индексация будет проведена на один месяц раньше, чем обычно , поскольку Правительство приняло решение проиндексировать эти виды пенсионных выплат выше показателя инфляции, который в 2017 году оказался на рекордно низком уровне (менее 3%).
  • С 1 февраля 2018 года в обычном порядке будут проиндексированы социальные выплаты, выплачиваемые Пенсионным фондом самостоятельно или в виде добавки к пенсии (ЕДВ, НСУ). В 2018 году индексация этих выплат будет проведена по фактической инфляции за 2017 год (прогнозируется на уровне менее 3%, поэтому такую прибавку пенсионеры вряд ли ощутят).
  • С 1 апреля 2018 года будет проведена индексация социальных пенсий , выплачиваемых пенсионеру при отсутствии трудового стажа (в том числе детям-инвалидам). Этот вид пенсии назначается в фиксированной сумме и повышается с учетом изменения за прошлый год величины прожиточного минимума пенсионера . В 2018 году индексация социальных пенсий запланирована на уровне 4,1%.

Мораторий на индексацию пенсий работающим пенсионерам в 2018 году будет сохранен - то есть трудоустроенные граждане, кто уже на пенсии, смогут рассчитывать только на перерасчет с 1 августа по начисленным пенсионным баллам за предыдущий год. Все пропущенные за время действия моратория индексации они смогут получить только после увольнения.

Помимо индексации пенсионных выплат, в 2018 году также произойдет ряд изменений в основах пенсионного обеспечения российских граждан, которые повлияют на условия выхода на пенсию при достижении пенсионного возраста и на формирование пенсионных прав работающих граждан.

Еще один вопрос, волнующий пенсионеров в связи с наступлением нового года - будет ли 5000 рублей пенсионерам в январе 2018 года (увы, но нет - в этот раз такой выплаты не будет).

Индексация пенсий в 2018 году

Согласно положениям закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г., страховые (трудовые) пенсии граждан должны индексироваться ежегодно с 1 февраля на уровень инфляции предыдущего года, а при наличии дополнительных материальных возможностей у ПФР индексацию проводят повторно 1 апреля. Но в новом году традиционный порядок индексации трудовых пенсий изменится: их увеличение произойдет на 1 месяц раньше - уже с 1 января 2018 года.

Это связано с тем, что в увеличение заложен более высокий процент, чем зафиксированная фактическая инфляция, поэтому нет необходимости ждать до февраля, пока Росстат не рассчитает инфляцию за 2017 год (ожидается на уровне менее 3 процентов).

Социальные пенсии и иные социальные выплаты, производимые Пенсионном фондом, будут повышены в обычном порядке на фактический уровень роста цен за 2017 год:

  • ежемесячные социальные выплаты к пенсии - с 1 февраля исходя из фактической инфляции за 2017 год (менее 3 процентов);
  • социальные пенсии нетрудоспособным гражданам - с 1 апреля применительно к росту прожиточного минимума (ориентировочно 4,1 процентов).

При этом прибавка страховых пенсий не коснется трудоустроенных пенсионеров. Напомним, что индексирование пенсий работающим гражданам было приостановлено в 2016 году в связи с тяжелым экономическим положением в стране. Эта заморозка помогла сэкономить государству 12 млрд. рублей. Однако все пропущенные индексации должны быть компенсированы гражданину уже на следующий месяц после увольнения.

Прибавка пенсии с 1 января 2018 года (последние новости)

В соответствии с принятым Госдумой 15.12.2017 г. законом (внесен Правительством как законопроект № 274624-7) об изменении порядка индексации страховых пенсий в 2018 году все виды этого пенсионного обеспечения (по старости, по инвалидности, по потери кормильца) должны увеличиться с 1 января 2018 года на 3,7% . Прежний порядок повышения трудовых пенсий при этом приостанавливается до начала 2019 года, и это повышение не распространяется на работающих пенсионеров (см. текст закона ниже).

При этом необходимо иметь в виду, что любая страховая пенсия состоит из двух частей:

  • фиксированная выплата (или ФВ) - это постоянная величина, гарантированная государством (для всех категорий получателей устанавливается в твердой сумме);
  • непосредственно страховая часть - это индивидуальная расчетная величина, которая зависит от количества заработанных за время работы пенсионных баллов.

Январская индексация затронет обе части пенсии следующим образом:

  1. Фиксированная выплата будет повышена на 3,7% и составит неизменную сумму 4982 рубля 90 копеек , ее увеличение или уменьшение законодательно установлено для отдельных категорий граждан законом № 400-ФЗ от 28.12.2013г.;
  2. Страховая часть пенсии напрямую зависит от наработанных пенсионером баллов, стоимость которых возрастет с 1 января на 3,7% и составит 81 рубль 49 копеек .

В 2017 году фактическая инфляция по стране зафиксирована на уровне не более 3%. Следовательно, предложенное Правительством повышение пенсий в 1,037 раза в 2018 году формально покрывает рост потребительских цен (хотя, конечно, по своей абсолютной величине это повышение будет очень небольшим - прибавка будет даже меньше, чем в прошлые годы ).

Повышение социальных выплат пенсионерам в 2018 году с 1 февраля

С 1 февраля 2018 года также произойдет повышение (индексация) всех социальных выплат Пенсионного фонда , предусмотренные для различных категорий граждан (инвалидов, ветеранов, героев России и др.). Они предоставлены в виде ежемесячных денежных выплат (ЕДВ), неотъемлемой частью которых также является набор социальных услуг (НСУ).

Вообще НСУ состоит из трех частей (лекарства, проезд и санаторно-курортное лечение) и предоставляется по выбору пенсионера одним из двух способов:

  • в натуральном выражении (то есть непосредственно социальными услугами);
  • в денежном эквиваленте при отказе от натурального.

Стоимость набора таких услуг (каждой части в отдельности) определена законодательно и увеличивается прямо пропорционально росту ежемесячной выплаты (ЕДВ) - т.е. на такой же процент. В 2018 году это повышение планируется на уровне менее 3%, поэтому такой прибавки льготники почти не ощутят.

С предварительными значениями ЕДВ и НСУ в 2018 году можно ознакомиться в таблице:

Таким образом, с 1 февраля 2018 год планируется проиндексировать социальные выплаты (в том числе набор социальных услуг) до фактического уровня инфляции прошлого года. В проекте постановления Правительства эта величина была зафиксирована на уровне 3.2%, однако фактическая инфляция составит менее 3%, поэтому размер повышения будет еще меньше (это же касается детских пособий в 2018 году).

Индексация социальной пенсии в 2018 году с 1 апреля на 4,1%

Социальная пенсия представляет собой особый вид пенсии, который характерен отсутствием у пенсионера по каким-либо причинам трудового стажа. Такая пенсия назначается в твердой утвержденной законодательством сумме. И, как правило, размеры социальных пенсий существенно ниже расчетных трудовых (страховых) пенсий.

Необходимо отметить, что в последние два года прослеживалось снижение в установленных коэффициентах роста социальных пенсий. Так в апреле 2017 года этот вид пенсий был проиндексирован всего на 1,5%. В 2018 году запланирован выход на привычное (докризисное) повышение уровня этого вида пенсионного обеспечения - прогнозируемый рост социальных пенсий составит в апреле 2018 года ориентировочно 4,1%

В отличие от трудовых, индексация социальных пенсий привязана к изменению прожиточного минимума пенсионера за предыдущий год. Поэтому величина индексации страховых и социальных пенсий за один и тот же год может отличаться (хотя в обоих случаях она связана с фактическим ростом потребительских цен ).

Таким образом, одним из положительных изменений 2018 года является более ощутимый рост прожиточного минимума (ПМ) в стране, в том числе в отдельности по регионам. При этом установленный ПМ позволяет всем неработающим пенсионерам получать дополнительные выплаты (так называемые социальные доплаты до прожиточного минимума - федеральная и региональная), если размер их пенсий ниже утвержденных величин.

Согласно законодательству, уровень пенсии гражданина всегда должен быть не ниже прожиточного минимума в регионе , в котором он проживает (отсюда берутся кажущиеся странными заявления Правительства о том, что «в России нет малоимущих пенсионеров» - все они получают пенсии в совокупности с другими социальными выплатами в размере не меньше ПМ.

С 2010 года в заявлениях о назначении пенсии уже предусмотрен раздел о получении социальной доплаты. Если же ваша пенсия назначена до 2010 года, и вами не подавалось отдельное заявление о назначении доплаты, а размер пенсии ниже установленного прожиточного минимума в регионе, то необходимо самостоятельно обратиться в территориальные органы Пенсионного фонда.

Увеличение пенсии в 2018 году в России работающим пенсионерам

Никаких изменений для работающего населения, получающего пенсии, на 2018 год принятыми в Госдуме законами не предусмотрено. А это значит, что работающим пенсионерам будут продолжать выплачиваться суммы пенсий без проводимых ежегодно индексации .

Напомним, что индексация пенсий была остановлен в феврале 2016 года тем гражданам, которые продолжают работать, реализовав свое право на пенсионное обеспечение. В планах Правительства закладывалось не индексировать пенсии работающим россиянам вплоть до 2019 года .

Этот мораторий на индексацию пенсий действует следующим образом:

  • Те граждане, которые вышли на пенсию до 1 февраля 2016 года и сохранили за собой рабочее место, остаются без увеличения своих пенсий с февраля 2016 года.
  • Гражданам, ставшим пенсионерами, после 1 февраля 2016 года, при подсчете индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) в расчет учитываются все повышения, состоявшиеся на дату возникновения права на пенсию.
  • При продолжении трудовой деятельности и одновременном получении пенсии, все последующие с момента трудоустройства индексации снова не будут применяться.

У работающих пенсионеров есть право на повышение размера пенсии только через ежегодный перерасчет по данным работодателя. С 1 августа каждого года пенсии таких граждан увеличиваются на количество баллов, учтенных в предыдущем году за период трудовой деятельности и уплаты в это период страховых взносов. Но не более чем на 3 балла в год!

Пример того, как работающим пенсионерам будут пересчитывать индексацию пенсии в ПФР

Женщина 01.05.1962 года рождения вышла на пенсию в 2017 году в установленные законодательством сроки и продолжает работать. Какие индексации будут браться в расчет при определении размера пенсии? И с какого времени пенсия перестанет индексироваться?

Расчет пенсии для этой женщины будет производиться на дату 1 мая 2017 года. При подсчете ИПК будут учтены все утвержденные индексы роста пенсий, начиная с 2015 по 01.05.2017 г.

  • Стоимость одного пенсионного коэффициента будет взята на 01.05.2017 г. - это 78,58 рублей.
  • Фиксированная выплата, входящая в состав страховой пенсии, будет учтена с учетом индексации на дату 1 мая 2017 года и равна 4805,11 руб.

Далее при условии продолжения выполнения оплачиваемой работы, все последующие индексации пении после назначения будут приостановлены . Т.е. индексация, проведенная с 1 января 2018 года на 3.7%, к пенсии этой женщины применяться уже не будет. И так будет продолжаться до тех пор, пока она не уволится со своей работы или не будет уволена работодателем.

Индексация пенсии после увольнения работающего пенсионера в 2018 году

В 2017 году был принят закон, согласно которому произошло изменение срока перерасчета пенсии после увольнения. В 2018 году работающие пенсионеры смогут получать пенсию со всеми пропущенными индексами уже со следующего месяца после увольнения . При этом самому пенсионеру дополнительно обращаться в Пенсионный фонд не потребуется, так как данный перерасчет целиком строится на ежемесячной отчетности работодателей!

Ранее, после ухода с работы пенсионеру производился перерасчет получаемой пенсии с учетом всех индексаций за три месяца:

  • первый месяц - это сдача отчетности работодателям в ПФР о работающих в организации гражданах;
  • второй месяц - происходила загрузка данных о факте работы в единый программный комплекс, работающий в масштабе всей страны;
  • третий - принятие территориальным органом ПФР решения о перерасчете.

Для граждан, прекративших трудовую деятельность в 2018 году, уменьшается период начисления пенсии с учетом пропущенных за время работы индексаций. Это будет возможно после вступления в силу с 1 января 2018 года федерального закона № 134-ФЗ от 01.07.2017 года.

Однако сам процесс доначисления пропущенных увеличений будет тем же самым и из технических соображений займет также несколько месяцев . Но после этого при выплате уже перерасчитанной пенсии по истечении 3 месяцев будет производиться доплата за весь период, прошедший после увольнения .

Это нововведение касается только уволенных после 1 января 2018 года . Если пенсионер уволился, например, в декабре 2017 года, то доиндексация его пенсии будет проведена только с 1 апреля 2018 года - без доплаты за период с января по март (иными словами, эти месяцы будут потеряны).

Последние новости и свежие изменения в пенсионном обеспечении

Как уже стало понятно, повышение пенсии в новом году для большинства категорий пенсионеров будет очень небольшим (малозаметным) или же, как для многочисленной категории работающих пенсионеров - вообще не будет. Зато в новом году повысятся требования к уже сформированным пенсионным правам и уровню заработной платы российских граждан для выхода на пенсию:

  • На плановые величины, предусмотренные законом «О страховых пенсиях» , повысятся минимальные требования, необходимые для выхода не пенсию по старости в 2018 году - теперь для этого нужно будет иметь не менее 9 лет трудового стажа и минимум 13,8 пенсионных балла .
  • Заработать новые пенсионные баллы работающему населению с 2018 года станет существенно сложнее , поскольку предельная величина базы для начисления страховых взносов в ПФР в 2018 году (исходя из которой и рассчитываются заработанные за год баллы) будет повышена сразу на 16,55% - с 876 тыс. рублей до 1 млн 021 тыс . - согласно постановлению Правительства от 15 ноября 2017 года № 1378. И вряд ли у кого-то в России сейчас зарплата растет такими же темпами (хорошо, если вообще растет).

Других существенных изменений в пенсионной системе России в 2018 году не ожидается. В частности, ожидаемая многими единовременная выплата пенсионерам в размере 5000 рублей в 2018 году выплачиваться не будет - это была однократная, разовая доплата, которая полагалась всем пенсионерам в январе 2017 года взамен пропущенной в 2016 году дополнительной индексации, предусмотренной законом (и никаких оснований выплачивать ее в 2018 году попросту нет).

И одна из немногих действительно хороших новостей для россиян - пока не принято решение по увеличению пенсионного возраста, что актуально для тех, кто еще работает или планирует выходить на пенсию (в том числе мужчины 1958 и женщины 1963 года рождения).

Будет ли единовременная выплата пенсионерам 5000 рублей в 2018 году?

В начале 2017 года получателям всех видов пенсий, не зависимо от факта работы, была произведена дополнительная выплата в размере 5000 рублей. Данная мера была необходима в сложившейся экономически нестабильной ситуации.

На фоне высокого уровня инфляции и невозможностью провести дополнительную индексацию пенсий в 2016 году было принято решение о единовременной выплате к пенсиям граждан (закон от 22 ноября 2016 года № 385-ФЗ). Таким образом были «условно доиндексированы» пенсии россиян, многие из которых восприняли это просто как подарок к Новому году.

В настоящее время, согласно данным Правительства, экономическая обстановка в стране нормализуется. За последние 12 месяцев рост потребительских цен (инфляция) не превышает отметку 3%, а пенсии в 2017 году поднялись суммарно по двум индексациям на 5,78%.

Предстоящая индексация на 3.7%, запланированная на январь 2018 года, превышает уровень инфляции за 2017 год. Поэтому никаких дополнительных единовременных выплат (5 тысяч рублей или любых других) помимо уже заложенных индексаций производиться не будет!

Будет ли повышение пенсионного возраста в 2018 году (последние новости)

В последние несколько лет наиболее обсуждаемым и острым для россиян является вопрос об увеличении пенсионного возраста . Во многих других странах, включая постсоветские, соответствующие решения уже приняты и реализуются.

  • Например, с января 2017 года в Белоруссии ежегодно будет повышаться пенсионный возраст на полгода до достижения женщинами 58 лет и мужчинами 63 лет. В Казахстане действуют такие же значения - для женщин в 58 лет, для мужчин в 63 года.
  • Во многих развитых странах, таких как Германия, мужчины становятся пенсионерами в 65 лет, а женщины в 60 лет.
  • В Украине Верховная Рада приняла закон о пенсионной реформе, где также заложено повышение действующего пенсионного возраста.

Теперь этот вопрос назрел и в России. По заявлениям Правительства, в первую очередь он взаимосвязан с тем, что в стране увеличивается продолжительность трудоспособного возраста - т.е. около трети россиян и так прекращают работать позднее выхода на пенсию по возрасту.

Однако пока, из-за большой непопулярности этой меры, Правительством России пока не принято окончательного решения по продлению возраста выхода на пенсию (хотя многие считают этот вопрос решенным и отмечают, что он с большой долей вероятности начнет реализовываться после очередных президентских выборов, которые состоятся в марте 2018 года - но пока это только слухи ).

Сколько баллов и трудового стажа нужно для выхода на пенсию в 2018 году?

С 2015 года действует бальная система начисления трудовых (страховых) пенсий гражданам, при которой уплаченные в Пенсионный фонд работодателем страховые взносы за своих сотрудников переводятся из рублей в относительные величины (баллы). Учтенная за год сумма взносов соотносится с утвержденной Правительством предельной учитываемой суммой взносов, которой соответствуют 10 пенсионных баллов (это максимум, который можно получить за один год).

А вот для получения права выхода на пенсию по старости в общеустановленные сроки необходимо соблюдение трех обязательных условий:

  • наступление возраста, установленного законом;
  • наличие страхового (трудового) стажа;
  • наличие установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) или другими словами размер пенсионных баллов.

Следует отметить, что это касается только пенсий по возрасту! Другие виды пенсий по обязательному пенсионному страхованию (по инвалидности, по потере кормильца) назначаются независимо от продолжительности трудового (страхового) стажа и количества полученных баллов.

С 2018 года обязательным условием для назначения пенсии при достижении пенсионного возраста (сейчас это 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) является наличие 9 лет стажа и 13,8 баллов индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК).

Пример расчета пенсионных баллов с 2015 по 2018 год

За мужчину 1965 года рождения имеет официальную заработную плату до вычета подоходного налога (НДФЛ) в размере 30000 рублей (соответственно, за год заработок составляет 360000 рублей). Предположим, зарплата с 2015 года этому гражданину ни разу не повышалась. При этом за него не производятся отчисления на накопительную части пенсии, так ка он рожден ранее 1967 года. Таким образом, работодатель отчисляет за этого мужчину страховых взносов на индивидуальный лицевой счет в размере 16% от заработка до вычета НДФЛ - то есть 16% × 360000 = 57600 рублей в год. Подсчитаем, сколько баллов заработано этим мужчиной за период с 2015 года, когда начала действовать новая пенсионная формула.

Ежегодно Правительством для этих целей утверждается так называемая предельная величина заработной платы , размер обязательных отчислений с которой в ПФР на индивидуальный лицевой счет гражданина составляет 16%. Так, предельная установленная величина зарплаты по стране с 2015 по 2018 годы составляет следующие значения (см. таблицу ниже).

В 2018 году страховая база отчислений в Пенсионный фонд составит 1021000 рублей согласно постановлению Правительства от 15.11.2017 г. № 1378. Тогда максимальный размер учитываемых за год страховых взносов, принимаемых за 10 баллов, составит 163360 рублей (повышение относительно 2017 года сразу почти на 17%).

Поэтому каждый заработанный рубль в 2018 году «обесценится» при переводе в пенсионные баллы относительно 2017 года сразу на 1 – (1 / 1,17) = 15%, а относительно уровня 2015 года - уже более чем на 30! Поэтому недостаточно иметь только лишь постоянную высокую зарплату для формирования достойных пенсионных прав. Чтобы их объем год от года не снижался, по новой пенсионной формуле зарплата должна расти не менее чем на 10% в год (см. таблицу выше).

Вернемся к нашему примеру. Чтобы перевести ежемесячный заработок 30000 рублей в баллы, нужно соотнести данные по зарплате (взяв от годового заработка 16%, что в рассматриваемом примере составит 57600 рублей в год) к установленным предельным величинам и умножить на 10:

  • 57600 / 113760 × 10 = 5,06 балла заработано гражданином в 2015 году;
  • 57600 / 127360 × 10 = 4,52 балла в 2016 году;
  • 57600 / 140160 × 10 = 4,11 балла в 2017 году;
  • 57600 / 163360 × 10 = 3,53 балла будет заработано в 2018 году.

Таким образом, всего за 4 года при сохранении одного и того же уровня заработной платы (в рассматриваемом примере это 30 тыс. рублей в месяц) количество начисляемых пенсионных баллов сократилось на 30% (в этом примере - с 5,06 баллов в 2015 году до 3,53 в 2018). Таким образом, в современной пенсионной системе заложен механизм, приводящий к снижению уровня ежегодно накапливаемых пенсионных прав при сохранении одной и той же заработной платы!

Соответственно, в рассмотренном примере с 2015 года гражданином было заработано 5,06 + 4,52 + 4,11 + 3,53 = 17,22 балла. При этом если бы право на пенсию у гражданина возникло в 2017 году, то все начисленные ему баллы необходимо умножить на 78,58 рублей - это стоимость страхового балла с 1 апреля 2017 года. А если право на пенсию возникнет в 2018 году, то с 1 января умножать надо будет на 81,49 рублей.

Сообщение Повышение пенсии в 2018 году с 1 февраля
появилось сначала на Я в курсе .

Повышение пенсионного возраста в России с 2019 года принадлежит к числу наиболее острых и болезненных вопросов, стоящих перед российскими властями. Сложности, вызванные нехваткой денег для выплат и поддержания доходов российских пенсионеров на приемлемом уровне обусловлены множеством причин, где важнейшей выступает демографическая ситуация. Провал в поколениях, унаследованный российским обществом еще со времен второй мировой войны, проявится со всей остротой к 2030-2040 гг., когда на одного работающего будет приходиться 2-3 пенсионера. Эти обстоятельства ставят российское руководство перед необходимостью проведения реформ содержание которых стоит рассмотреть в деталях.

Пенсионная реформа 2019-2020: что изменится?

Летом 2017 г. к рассмотрению парламентариями Правительством РФ был представлен проект закона №489161-7, содержащий собой целую серию поправок к современному пенсионному законодательству. Основное содержание реформы сводится к увеличению возраста, когда россияне получат право уходить на официальную пенсию. Планы реформаторов представлены в приложении к законопроекту. В целом, изменение предполагает поэтапный рост официально утвержденного пенсионного возраста лиц мужского пола — на 5 лет к 2028 г.; женского — на 8 к 2034. Повысить минимальный возраст, необходимый работающим россиянам, чтобы начать получать выплаты, — планируется постепенно. С 65 лет выходить на пенсию будут мужчины, родившиеся в 1966 г. и позже.

Схема и график повышения возраста по годам


Графики поэтапного повышения пенсионного возраста до 2027 года

За и против: аргументы сторон

Среди аргументов, которые приводятся сторонниками реформирования пенсионной системы, существенное место занимает изменение средней продолжительности жизни россиян. Согласно данным государственных статистических служб, за последние 2 десятилетия наметилась устойчивая тенденция прироста длительности жизни. С конца 90-х этот показатель увеличился почти на 10 лет для мужчин и более, чем на 5 лет для женщин. Естественно, что потребности системы соцобеспечения существенно возрастают, а следом возрастает совокупный уровень расходов государственных и частных фондов, решающих задачу финансирования пенсий россиян.

Сторонники пенсионной реформы справедливо отмечают, что в текущих обстоятельствах на осуществление выплат пенсионерам денег будет не хватать и пенсионная система перестанет выполнять свои обязательства. Существует два сценария развития событий, где один предполагает вынужденное снижение выплат до размеров ниже прожиточного минимума, а второй предполагает сохранение высоких показателей размера выплат, но заканчивается полным исчерпанием всех фондов и последующей невозможностью платить вообще что-либо. При проведении реформ, их сторонники предполагают ежегодное повышение пенсионных выплат, начиная уже со следующего года.

Следуя аргументам сторонников реформирования законодательства, перемены в сроках выхода на пенсию для россиян позволит увеличить общие и средние размеры выплат. Запланированная индексация предполагает рост величины средней пенсии на тысячу рублей ежегодно с 2019 и до 2024 гг. Если на момент начала проведения реформ, средний размер выплат, полученных пенсионером на руки составлял около 14 тысяч рублей ежемесячно, то к 2024 г. эта сумма достигает 20 тысяч рублей в месяц. Кроме того, изменения позволят сохранить текущие параметры дефицита фондов, исключая всевозможные эксцессы в будущем. Здесь стоит сказать, что к реформе существует также множество претензий.

Кто выступает против проекта закона?

Последние новости с обнародованием законопроекта вызвали широкий общественный резонанс, а в ряде городов Российской Федерации, протесты вылились в организованные митинги и манифестации. Противниками реформирования пенсионного законодательства выступали оппозиционные парламентские партии и лидеры так называемой внесистемной оппозиции. Среди их аргументов, присутствующих среди возражений к проведению реформы, основным оказывается повышение пенсионного возраста до среднестатической продолжительности жизни. Согласно положениям реформы, пенсионный возраст мужчин к 2024 г. достигнет 65 лет, тогда как в среднем РФ в 2018 году мужчины жили лишь на пару месяцев дольше.

Здесь стоит отметить, что при наметившейся за последние годы тенденцию прироста среднестатистической продолжительности жизни, ее не следует считать устойчивой и неизменной. Провалы в положительной динамике и спады в продолжительности жизни уже встречались в начале 90-х и в ряде регионов наблюдаются к данному моменту. Проект реформы не имеет окончательной привязки к показателям прироста продолжительности жизни, а потому вполне реальной может оказаться ситуация, где пенсионный возраст превышает время жизни россиян. Конечно, данный аргумент не стоит полагать единственным из возражений, озвучиваемых противниками проведения реформы.

Нехватка денег для осуществления выплат пенсионерам может компенсироваться различными путями и в том числе снижением объемов хищений средств из государственных бюджетов, а также сокращением уровня нецелевого их расходования. Согласно данным счетной палаты, за прошлый год величина таких расходов приблизилась к 2 триллионам рублей, тогда как еще 3-4 года она едва ли превышала 600 миллиардов. Такие масштабы не только поражают своим размером, но и сопоставимы с общими потребностями пенсионных фондов и с легкостью могли бы перекрыть все недостачи в текущих или будущих расходах ПФР. Помимо этого, претензии высказываются и к целевым расходам действующей власти.

Расходы на олимпиаду, проведение футбольных состязаний, организация масштабного строительства мостов и стадионов также требует существенных средств, которые, однако, не проходят как нецелевые. Возможность перенаправления этих денег на покрытие выплат ПФР бесспорно существует, но спорным здесь является само решение отвязки пенсионных выплат от текущих заработных плат и их размера. Расходы на подобные проекты, как правило, оплачиваются средствами, полученными от реализации ископаемого топлива, а это рыночные величины, которые существенно меняются год от года. Любое падение цен на нефть в подобной ситуации может острому дефициту фондов и сделает выплату пенсий невозможной.

Одним из путей решения проблемы дефицита средств для выплат могло бы стать существенное повышения уровня оплаты труда. Текущий уровень зарплат в России заметно уступает европейским и по целому ряду отраслей уже стал ниже, чем в Китае. Не секрет, что именно с зарплаты происходит отчисление средств в частные и государственные фонды, а потому вполне естественно, что рост зарплаты приведет и к росту отчислений, однако эти даже меры не рассматриваются. Помимо данных фактор не лишним будет и упомянуть существование льготных категорий работающих россиян.

Льготы и льготные категории

При всех текущих и будущих проблемах финансирования пенсионных фондов, в России существует масса льготных категорий работающих, среди которых предостаточно не только 50-летних пенсионеров, но и людей, вышедших на пенсию задолго до своего пятидесятилетия. Речь здесь идет преимущественно о госслужащих, включая:

  1. Чиновников.
  2. Сотрудников МВД и ФСИН.
  3. Работников Крайнего Севера.
  4. Для учителей и медиков.

Стоит рассмотреть каждую из вышеупомянутых льготных категорий рабочих и служащих отдельно, с полной детализаций всех изменений, которые их коснутся.

Изменения в порядке начисления пенсии для госслужащих

Чиновники стали первыми среди россиян, кого затронуло действие реформы. Именно с госслужащих, еще с 1 января 2017 г., началось увеличение размера минимально необходимого стажа трудовой деятельности. Изменения рассчитанные на ближайшее десятилетие, завершатся ростом возраста выхода на пенсию для мужчин, состоящих на госслужбе, до 65 лет и для женщин — до 63 лет. Вместе с тем, будет расти и минимальный срок трудового стажа, требуемого чиновникам для выхода на пенсию. Так, если в 2017 году стать пенсионером мог чиновник, отработавший 16 лет, то в 2019 г. потребуется отработать уже 17 лет, в 2023 — 19, а к 2025 году минимальный трудовой стаж госслужащих составит 20 лет. Вместе с тем, размеры пенсии для чиновников варьируются в диапазоне от 45-80% заработной платы и зависят от их стажа.

Чем обернутся перемены для сотрудников МВД и ФСИН?

Работники правоохранительных органов обладают рядом льгот, связанных пенсионным обеспечением. К настоящему моменту эти льготы позволяют выходить на государственную пенсию “по выслуге”, достигнув 46 лет. Получить минимальную пенсию сотруднику министерства внутренних дел можно, отработав 12.5 лет в системе и обладая 25 годами совокупного стажа трудовой деятельности. Собственно же пенсионное обеспечение, назначаемое по выслуге лет, к настоящему моменту требует от служащего проработать в органах правопорядке 20 лет. Положения реформы предусматривают поэтапное увеличение этого срока до 25 лет. Существует также и проект закона, допускающий увеличение выслуги до 30 лет, но его на данный момент не рассматривают.

Изменения для работников Крайнего Севера

Текущее законодательство предполагает наличие существенных льгот для рабочих и служащих, ведущих трудовую деятельность в районах Крайнего Севера. Реформирование пенсионного законодательства затрагивает и эти категории трудящихся. Повышение пенсионного возраста для работников Крайнего Севера затронет как мужчин, так и женщин. Завершающий этап реформы для лиц мужского пола приходится на 2028 г., когда их официальный пенсионный возраст достигнет 60 лет. Для женщин окончание реформ завершится лишь к 2034 г. с истовым параметром в 58 лет. Стоит отметить, что при всех текущих изменения, за данной категорией пенсионеров сохраняются существенные льготы по сравнению с другими категориями работающих россиян.

Что изменится для врачей и учителей?

К настоящему моменту для россиян, работающих в сфере образования и здравоохранения действует система льгот, позволяющих отправится на пенсию после 25 лет, отработанных врачом или учителем. Положения, вносимые с поправками к действующему пенсионному законодательству предполагают, что по окончанию реформы для работников данных категорий будет требоваться отработать минимум 30 лет по своей специальности. Повышение продолжительности специального трудового стажа будет проводиться поэтапно до 2026 года для мужчин и 2034 года для женщин. Это изменение не стоит полагать единственным из пунктов предложенной Правительством реформы. Также увеличится и срок, который отделяет дату получения специального трудового стажа от дня выхода на пенсию. Этот срок уже в 2019 году составит 1 год, а к моменту завершения реформы будет достигать 8 лет для всех работников, независимо от пола.