Из какого языка пришло название дельтаплана. Что такое дельтаплан и с чем его едят? Наиболее распространённые модели дельтапланов и производители

Существует несколько видов и типов дельтапланов , изменяющихся в зависимости от назначения, опытности пилотов, конструкции. Основные виды разделения - это аппараты начального обучения, потом мачтовые парители и к третьему виду относят безмачтовые дельтапланы.

Аппараты начального обучения просты в применении, легки в управлении и не требуют от пилота-ученика больших навыков. На них в основном отрабатывают все премудрости будущего мастерства. К таким простым учебным моделям можно отнести «Славутич УТ», «Студент», «Target», «Атлас». С этих моделей начинают все дельтапланеристы.

К мачтовым парителям подход уже более серьезный, их выбирают уже профессиональные пилоты, здесь умения должны быть на высоте. К сложным мачтовым моделям относят «Славутич Спорт-5», С-14, С-15, «Stealth», «Stalker», «Discus». Мачтовые каркасы, жесткая конструкция, скоростные полеты - вот что отличает эти профессиональные планеры.

Отличающиеся по конструкции и схемной сборке дельтапланы - это третий вид аппаратов, безмачтовые планеры. Это уже полностью профессиональные модели и используются только ассами дельтапланеризма. К этому виду относятся такие модели: «Stealth KPL», «Aeros Combat L», «Moyes Litespeed», «Icaro Laminar Z».

Отдельным видом планеров являются, жесткокрылы - «Stalker», «Phantom», «Ghostbuster», «Axxess», «Atos», «Atos VX». В значительной мере они отличаются от классического вида дельтапланов и планеров. У них высокая аэродинамическая ступени качества, примерно в 19 единиц и выше. Жесткокрылы, снабжены аэродинамическим управлением: элеронами, флаперонами и закрылками - они уменьшают количество физической силы, что надо применять пилоту. Из минусов можно отметить высокие затраты на производство и невозможность ремонта (зачастую его нужно просто менять).

Из специфических дельтапланов можно назвать гидромотодельтаплан, это моторизированный дельтаплан на поплавках, для приводнения на поверхности спокойных рек или озер.

Сами мотодельтапланы снабжают специальными усиленными крыльями, что крепят на стойках тележек с колесами, на которые помещают кресло пилота, сиденье пассажира, и собственно сам мотор. Относят подобный агрегат к СЛА (сверхлегкому летательному аппарату). А чтобы приводнять такой аппарат, тележку выполняют в виде лодки либо ставят на поплавки. Мотодельтапланы отличает простота и надежность конструкции, дешевизна и компактный вид в собранном состоянии. Он не требует большой площадки для разгона и посадки. На нем отсутствует вибрация от моторного несущего винта, это хороший конкурент автожирам. Бывают мотодельтапланы, рассчитанные на 1 и 2 пассажиров. Пилоты называют СЛА дельтамотами либо дельталетами, а то и просто телегами.

Первым решил освоить небо Отто Лилиенталь. В течение 25 лет ученый занимался изучением полетов птиц, чтобы взмыть к небу в 1891 году. Именно в этот период исследователь сконструировал моноплан, который впоследствии стал прототипом дельтаплана. Относительно легкий аппарат с искривленным крылом позволял Лиленталю стартовать с площадок, расположенных на насыпях, склонах и парить в воздухе на высоте до 300 метров. Понимая, что новый аппарат может быть не слишком безопасным, ученый предварительно проводил эксперименты на земле.

После того, как испытатель наработал определенный опыт в полетах, он пришел к выводу, что конструкция моноплана является несовершенной. Именно поэтому он решил изменить устройство, сделав его по типу биплана.

Следующий этап в развитии дельтапланеризма связан с именем американского ученого Френсиса Рогалло. Именно он в 1951 году изобрел крыло треугольной формы для осуществления полетов. Результат научных изысканий Рогалло оставался не у дел вплоть до того момента, пока НАСА не объявило конкурс на создание средства для приземления космических аппаратов. Френсис Рогалло был в числе авторов, предложивших свое изобретение «на суд» данной организации. В результате многочисленных исследований аэродинамические характеристики крыла были подтверждены, однако, предпочтение было отдано парашюту.

Испытания Пентагона и НАСА хоть и не привели к ожидаемому результату, зато дали толчок к развитию нового вида спорта. Впервые в качестве спортивного снаряда крыло Рогалло использовали воднолыжники из Австралии. Они привязывали параплан к катеру и парили над водой. В 1963 году Билл Мойес начал продавать модифицированную версию крыла, дав ей название «воздушный змей». Постепенно полеты за катером стали распространяться и в другие страны, в том числе Россию и США.

В 1971 году на встрече воздухоплавателей в Калифорнии было принято решение объединить австралийскую модель планера с традиционной. Результатом этого и стал дельтаплан. Данный вид воздушного транспорта вызывал немалый интерес у абсолютно различных представителей общественности. С этим во многом связано то огромное количество рекордов, которых удалось добиться покорителям воздуха. Увеличивалась продолжительность полетов, покорялись все новые и новые вершины.

В сентябре 1974 года дельтапланеризм официально признан видом спорта. Образовалась федерация, в ведении которой он находился, начали организовываться соревнования. По данным статистики на тот период полет на дельтаплане стал любимым видом времяпрепровождения 39620 пилотов уже в 1974 году. При этом количество ценителей данного спорта возрастало с каждым годом.

Федерация дельтапланеризма ввела в оборот классификацию аппаратов. В соответствии с градацией выделялось 2 класса дельтапланов: с балансирным и с аэродинамическим управлением.

На сегодняшний день дельтаплан приобрел существенные качественные изменения. Прежде всего, появились новые материалы в основе. Аппарат стал более легким, маневренным, его аэродинамические характеристики значительно улучшились. Именно поэтому стартовать с земли спортсменам теперь проще. Кроме того, экипировка пилота дополнилась различными электронными приборами, в том числе для определения скорости, высоты полета, а так же навигационной системой. Дельтапланеризм продолжает сохранять позиции одного из наиболее зрелищных и увлекательных видов спорта. При активном участии профессионалов обучиться его основам и осуществить полет может практически каждый желающий.

Дельтаплан

Дельтапла́н

планёр с гибким крылом в виде греческой буквы D, откуда и название этого летательного аппарата. имеет , выполненный из алюминиевых труб диаметром 30–45 мм, на который сверху натянута воздухонепроницаемая ткань (напр., лавсан или дакрон).

К крылу снизу крепится рулевая трапеция и подвесная система пилота, на которой он располагается лёжа или сидя. В полёте , перемещаясь относительно трапеции вперёд, назад, влево или вправо, нарушает балансировку дельтаплана, в результате чего изменяется направление его полёта.

Идея создания балансирного дельтаплана принадлежит немецкому инженеру О. Лилиенталю. Свой первый дельтаплан он разработал и построил в 1891 г. В течение последующих 60 было создано несколько разновидностей дельтаплана, однако все они плохо управлялись в полёте и были слишком сложны для обучения пилотированию. Наконец в 1951 г. американцем Ф. Рогало был построен дельтаплан, конструкция которого оказалась наилучшей. Дельтаплан Рогало имел трапецию, обладал хорошей устойчивостью и управляемостью в полёте. Современные дельтапланы имеют массу от 7 до 40 кг (в зависимости от размеров крыла и используемых в его конструкции материалов), выдерживают нагрузку в 5–6 кг/мІ поверхности крыла и развивают скорость до 90 км/ч. Традиционно полёты на дельтаплане проводятся в предгорьях или на холмах. Для взлёта и начального набора высоты дельта-планерист разбегается и прыгает с возвышенности, далее дельтаплан, как и любой другой , поддерживают восходящие воздушные потоки. С кон. 1970-х гг. для запуска дельтапланов стали применять специальные лебёдки, вспомогательные двигатели, дельталёты-буксировщики и др., что позволило совершать полёты в местах с равнинным рельефом.

1 – гибкая поверхность крыла (купол); 2 – центральный узел; 3 – верхние стяжки; 4 – мачта; 5 – килевая труба (балка); 6 – носовой узел; 7 – боковая труба (балка); 8 – поперечная труба (балка); 9 – нижние растяжки; 10 – рулевая трапеция; 11 – подвесная система; 12 – латы

Появление дельтапланов в России относится к нач. 1970-х гг.; в 1986 г. появились первые дельтапланы с небольшим двигателем (10–15 кВт) – мотодельтапланы. За рубежом полёты на дельтапланах особенно популярны в Австрии, ФРГ, США, Франции, Венгрии, Польше. С 1977 г. проводятся международные соревнования, чемпионаты Европы и мира по дельтапланёрному спорту; с 1986 г. в них регулярно участвуют российские дельтапланеристы.

Энциклопедия «Техника». - М.: Росмэн . 2006 .

Дельтаплан

Планёр с балансирным управлением и гибким крылом, имеющим в плане вид буквы (дельта). Состоит из каркаса, выполненного из труб диаметр 30-45 мм, на который натянута герметичная ткань (лавсан, дакрон). Ткань может быть подкреплена «латами» для придания ей соответствующего профиля. Поверхность крыла в полёте имеет вид двух конический поверхностей, совмещённых у вершины. В точке пересечения килевой и поперечной балок крепится подвесная система пилота, обеспечивающая его расположение сидя или лёжа. Подвесная система обеспечивает свободное перемещение пилота относительно трапеции, выполняющей роль ручки управления.
Идея создания балансирного планёра и её реализация принадлежат О. Лилиенталю.
Параметры его сборно-разборного планёра, созданного в 1891, а также его складывающаяся конструкция соответствуют современным, (масса 20 кг, 6,7 м, площадь 13 м2). Балансирные планеры того времени и последующие имели недостаточную управляемость и были сложными в приобретении навыков пилотирования, так как пилот держался в вырезе крыла на локтях к предплечьях. Полёты на воздушных змеях (которые можно считать разновидностью Д.), буксируемых повозкой или судном, известны с начала XX в. В 1962 австралийские воднолыжники стали применять их для буксировки за канатом. Змеи имели различные формы: многоугольные, коробчатые, в виде звезды и т. п. Но наилучшей оказалась конструкция, запатентованная Ф. Рогалло (1951, США). Гибридное Рогалло имело трапецию, обладало хорошей устойчивостью и довольно высоким для змеев аэродинамическим качеством (3,5-4).
Крыло современного Д. имеет значительное удлинение оптимальный аэродинамический профиль и Д. достигает 12-14, масса конструкции 7-40 кг, нагрузка на крыло 5-6 кг/м2, диапазон скоростей полёта 25-90 км/ч. Получили распространение мотодельтапланы, оснащённые небольшим двигателем (10-15 кВт) для автономного взлёта и набора высоты. На Киевском механическом заводе имени О. К. Антонова создан Д. «Славутич-УТ» который принят к серийному производству.

Авиация: Энциклопедия. - М.: Большая Российская Энциклопедия . Главный редактор Г.П. Свищев . 1994 .


Синонимы :

Смотреть что такое "дельтаплан" в других словарях:

    Дельтаплан летательный аппарат тяжелее воздуха, выполненный по сх … Википедия

    - [Словарь иностранных слов русского языка

    дельтаплан - а, м. deltaplan <гр. delta дельта + лат. planum поверхность. Летательный аппарат с тругольным (дельтовидным) крылом, предназначенный для планирующего полета (обычно одного человека). Крысин 1998. Лекс. МАС 2 1981: дельтаплАн … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - [дэ ], а, муж. Лёгкий безмоторный летательный аппарат с обтяжным каркасом, с подвесной системой и ручкой, за к рую держится спортсмен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 6 гидромотодельтаплан (1) мотодельтаплан (1) паритель … Словарь синонимов

    - (прибор) … Орфографический словарь-справочник

    дельтаплан Энциклопедия «Авиация»

    дельтаплан - Рис. 1. Конструкция дельтаплана. дельтаплан — планёр с балансирным управлением и гибким крылом, имеющим в плане вид буквы ∆. Состоит (рис. 1) из каркаса, выполненного из труб диаметр 30—45 мм, на который натянута герметичная ткань… … Энциклопедия «Авиация»

    Заделать дельтаплан кому. Жарг. угол. Шутл. ирон. Сбросить жертву с высоты. Балдаев 1, 107, 139; ББИ, 66 … Большой словарь русских поговорок

    дельтаплан - ДЕЛЬТАПЛАН, а, м Спортивное транспортное средство легкий безмоторный летательный аппарат с обтяжным каркасом, с треугольной несущей поверхностью, предназначенной для планирующего полета, с подвесной системой и ручкой, за которую держится… … Толковый словарь русских существительных

Книги

  • Дельтаплан нашей мечты. Избранная поэзия , Сергей Поваляев , Сборник поэзии Сергея Поваляева включает избранные произведения гражданской, любовной, философской и пейзажной лирики. Многие произведения ещё не публиковались… Издатель:

История

Первые прообразы дельтапланов были испытаны немецким пионером авиации Отто Лилиенталем , погибшим во время одного из полётов. Хотя труды Лилиенталя оказали существенное влияние на развитие авиации в целом, идея сверхлёгких летательных аппаратов была надолго забыта.

На заре космических исследований возникла проблема спуска космических аппаратов . В СССР с необозримыми казахстанскими степями ставка была сделана на парашют . В США рассматривались два варианта - управляемый спуск и приводнение спускаемого аппарата в океане (три четверти поверхности Земли). Френсисом Рогалло было разработано крыло, представляющее собой тканевую обшивку на трубчатом каркасе, легко собирающееся и складывающееся в компактный пакет, получившее в честь его создателя название «крыло Рогалло». На начальном этапе космических исследований (программы «Джемини » и «Аполлон ») был выбран достаточно хорошо исследованный парашют и только на следующем этапе была реализована идея управляемого спуска (программа «Спейс Шаттл »).

Прошедшее летные испытания «крыло Рогалло» было опробовано экстремалами в роли простейшего летательного аппарата для спуска с небольших высот, что в конце концов привело к появлению нового вида спорта - дельтапланерного (официально признан ФАИ в 1974 году). На этом этапе оценивались длительность и дальность полёта и точность приземления по парашютным правилам - первое касание. Очень скоро продолжительность полёта стала измеряться сутками, дальность полета - сотнями километров (в потоках обтекания), а точность приземления стала абсолютной - пилоты касались мишени, пролетая над ней, и приземлялись в посадочном круге (десятки метров). Пришлось изменить правила соревнований - упражнения стали скоростными (прохождение маршрута за минимальное время), а точность приземления стала оцениваться по максимальному расстоянию на пробежке.

В СССР свободные (не буксирные) полёты на дельтапланах начались с 1972 г., а в 1976 г. в пос. Славско Львовской обл., на горе Тростян , был проведён первый всесоюзный слет дельтапланеристов, который собрал 25 спортсменов из 11 городов России, Украины и Латвии .

Конструкция

Дельтаплан - летательный аппарат, представляющий собой три дюралюминиевых трубы, соединённых между собой в передней точке и образующих в горизонтальной плоскости веер , с углом между трубами 90-140 градусов. Между трубами натянуто полотно лёгкой, но плотной и прочной синтетической ткани. Две боковые трубы и задняя кромка ткани образовывали при виде сверху почти треугольник . Для сохранения формы основные трубы фиксировались вспомогательными трубами меньшего диаметра и стальными тросиками . Пилот в специальной подвеске, первоначально позаимствованной от парашюта , подвешивался на верёвке за центральную трубу в определённое место, вблизи от центра масс аппарата. Руками пилот держался за трапецию - конструкцию из трёх труб, при виде спереди представляющую собой чаще треугольник с горизонтальным основанием, фиксируемую в пространстве растяжками - стальными тросиками диаметром в несколько миллиметров .

Управление полётом осуществляется пилотом путём перемещения своего тела относительно точки подвески. Взлёт и посадка производятся на собственные ноги.

Из-за особенностей аэродинамической компоновки ранние модели дельтапланов теряли управляемость при пикировании с высокой скоростью (т. н. флаттерное пикирование). Однако, на всех современных аппаратах эта проблема решена. Низкие полётные скорости (сравнимые со скоростями воздушных потоков) не позволяют эксплуатировать дельтапланы в сложных погодных условиях (облачность, активная термическая деятельность).

Классификация

Различают несколько видов дельтапланов:

  • первоначального обучения («Славутич УТ», Атлас, Target, Студент);
  • мачтовые парители (Discus, Славутич Спорт-5, С-14, С-15, Stalker, Stealth);
  • безмачтовые (Aeros Combat L, Stealth KPL, Moyes Litespeed, Icaro Laminar Z).

Существует и другой вид дельтапланов (Class 2). К этому виду относятся жесткокрылы (Stalker, Phantom, Ghostbuster, Axxess, Atos, Atos VX). Их конструкция имеет существенные отличия от классических дельтапланов. Современные жесткокрылы имеют аэродинамическое качество > 19 единиц. На жестокрылах применяется аэродинамическое управление (элероны , флапероны , закрылки), существенно уменьшающее управляющие усилия пилота в полёте. Но они более сложны в производстве и стоят намного дороже, а также менее ремонтопригодны.

Гидромотодельтаплан - мотодельтаплан на поплавках

Также изготавливают специальные усиленные дельтапланерные крылья, которые крепятся на стойку тележки на колёсах, на которой смонтированы кресла для пилота , пассажира и двигатель . Такую конструкцию называют мотодельтаплан , который относится к сверхлёгким летательным аппаратам (СЛА). Иногда тележку выполняют в виде лодки или ставят на поплавки .

Преимущество мотодельтаплана заключается в простоте и надёжности конструкции, дешевизне и компактности в сложенном виде, минимальной необходимой длине площадки для взлёта и посадки. Благодаря этому и отсутствию вибраций от ротора несущего винта мотодельтапланы составляют значительную конкуренцию автожирам . Различают разные виды мотодельтапланов. Мотодельтапланы оборудованные сверхлегкой тележкой на одного или двух пассажиров, сами пилоты называют дельтамоторами, дельталётами или телегами. Они получили широкое распространение в сельском хозяйстве для использования в авиахимработах и для выполнения показательных полётов с пассажирами. Другой тип мотодельтапланов оборудован лишь небольшим мотором мощностью несколько лошадиных сил (часто используют двигатели от бензопил), а старт и посадка, как и в безмоторных аналогах осуществляется преимущественно с ног. Такие летательные аппараты на сленге спортсменов называются мётлами. Широкого распространения не получили, эксплуатируются узким кругом спортсменов-энтузиастов.

Рекорды

Рекорд по дальности полёта по прямой в 700,6 км 17 июля 2001 года поставил австриец Манфред Румер (Manfred Ruhmer).

Травматизм

Культурные аллюзии

1980-х гг. Валерия Леонтьева Полёт на дельтаплане.

1990г . Группа Агата Кристи - Танго с дельтапланом, Альбом: Коварство и любовь.

Известные дельтапланеристы

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Дельтаплан" в других словарях:

    - [Словарь иностранных слов русского языка

    дельтаплан - а, м. deltaplan <гр. delta дельта + лат. planum поверхность. Летательный аппарат с тругольным (дельтовидным) крылом, предназначенный для планирующего полета (обычно одного человека). Крысин 1998. Лекс. МАС 2 1981: дельтаплАн … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - [дэ ], а, муж. Лёгкий безмоторный летательный аппарат с обтяжным каркасом, с подвесной системой и ручкой, за к рую держится спортсмен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 6 гидромотодельтаплан (1) мотодельтаплан (1) паритель … Словарь синонимов

    - (прибор) … Орфографический словарь-справочник

    Планёр с гибким крылом в виде греческой буквы D, откуда и название этого летательного аппарата. Крыло имеет каркас, выполненный из алюминиевых труб диаметром 30–45 мм, на который сверху натянута воздухонепроницаемая ткань (напр., лавсан или… … Энциклопедия техники

    дельтаплан - Рис. 1. Конструкция дельтаплана. дельтаплан — планёр с балансирным управлением и гибким крылом, имеющим в плане вид буквы ∆. Состоит (рис. 1) из каркаса, выполненного из труб диаметр 30—45 мм, на который натянута герметичная ткань… … Энциклопедия «Авиация»

Была надолго забыта.

На заре космических исследований возникла проблема спуска космических аппаратов . В СССР с необозримыми казахстанскими степями ставка была сделана на парашют . В США рассматривались два варианта - управляемый спуск и приводнение спускаемого аппарата в океане (три четверти поверхности Земли). Френсисом Рогалло было разработано крыло, представляющее собой тканевую обшивку на трубчатом каркасе, легко собирающееся и складывающееся в компактный пакет, получившее в честь его создателя название «крыло Рогалло». На начальном этапе космических исследований (программы «Джемини » и «Аполлон ») был выбран достаточно хорошо исследованный парашют и только на следующем этапе была реализована идея управляемого спуска (программа «Спейс Шаттл »).

Прошедшее лётные испытания «крыло Рогалло» было опробовано экстремалами в роли простейшего летательного аппарата для спуска с небольших высот, что в конце концов привело к появлению нового вида спорта - дельтапланерного (официально признан ФАИ в 1974 году). На этом этапе оценивались длительность и дальность полёта и точность приземления по парашютным правилам - первое касание. Очень скоро продолжительность полёта стала измеряться сутками, дальность полёта - сотнями километров (в потоках обтекания), а точность приземления стала абсолютной - пилоты касались мишени, пролетая над ней, и приземлялись в посадочном круге (десятки метров). Пришлось изменить правила соревнований - упражнения стали скоростными (прохождение маршрута за минимальное время), а точность приземления стала оцениваться по максимальному расстоянию на пробежке.

В СССР свободные (не буксирные) полёты на дельтапланах начались с 1972 году, а в 1976 году в посёлке Славское Львовской области, на горе Тростян , был проведён первый всесоюзный слёт дельтапланеристов, который собрал 25 спортсменов из 11 городов России, Украины и Латвии .

Конструкция

Гидромотодельтаплан - мотодельтаплан на поплавках

Также изготавливают специальные усиленные дельтапланерные крылья, которые крепятся на стойку тележки на колёсах, на которой смонтированы кресла для пилота, пассажира и двигатель . Такую конструкцию называют мотодельтаплан , который относится к сверхлёгким летательным аппаратам (СЛА). Иногда тележку выполняют в виде лодки или ставят на поплавки .

Преимущество мотодельтаплана заключается в простоте и надёжности конструкции, дешевизне, компактности в сложенном виде, минимальной необходимой длине площадки для взлёта и посадки. Благодаря этому и отсутствию вибраций от ротора несущего винта мотодельтапланы составляют значительную конкуренцию автожирам . Различают разные виды мотодельтапланов. Мотодельтапланы, оборудованные сверхлёгкой тележкой на одного или двух пассажиров, сами пилоты называют дельтамоторами, дельталётами или «телегами». Они получили широкое распространение в сельском хозяйстве для использования в авиахимработах и для выполнения показательных полётов с пассажирами. Другой тип мотодельтапланов оборудован лишь небольшим мотором мощностью несколько лошадиных сил (часто используют двигатели от бензопил), а старт и посадка, как и в безмоторных аналогах, осуществляется преимущественно с ног. Такие летательные аппараты на сленге спортсменов называются «мётлами». Широкого распространения не получили, эксплуатируются узким кругом спортсменов-энтузиастов.

Рекорды

Рекорд по дальности полёта по прямой в 700,6 км 17 июля 2001 года поставил австриец Манфред Румер (Manfred Ruhmer). Михаэль Барбер (Michael Barber) 19 июня 2002 года пролетел 704 км (437 миль) в Запата, штат Техас .

Дастин Мартин (Dustin Martin) и Джони Дуранд (Johnny Durand) побили этот рекорд 3 июля 2012 года, пролетев 761 км, но этот рекорд ещё не подтверждён .

Наиболее распространённые модели дельтапланов и производители

Простота конструкции дельтаплана, его принципиальная схема позволяют создать крыло даже в небольшой мастерской, силами любителей дельтапланеризма. Что касается спортивных и соревновательных крыльев, то они требуют использования композитных материалов, конструкторских разработок и производство осуществляется всего несколькими компаниями в мире.

Основные производители дельтапланов:

Травматизм