Это вам не Эминем: почему Oxxxymiron проиграл Гнойному и что это значит. Из-за чего Оксимирон впервые проиграл в баттле и почему Гнойный — это рэп-Трамп Батл гнилой и оксимирон

Согласно решению судей, победителем был признан Гнойный (также известный под псевдонимами Слава и Соня Мармеладова). В своем аккаунте в Instagram Мирон Федоров (известный под псевдонимом Oxxxymiron) рассказал о прошедшем накануне рэп-баттле против Гнойного.

Он припомнил рэперу СТ его безуспешные попытки доказать свою победу на одном из прошлых баттлов и сказал, что «после драки кулаками не машут», признав таким образом свое поражение.

По словам Окси, вариант «взаимного срача просто так, для взаимного промо» был исключен и баттл не был «дружеским матчем». Также Мирон настоял на том, чтобы исход словесного поединка решали судьи. В качестве причины проигрыша Оксимирон назвал «лирические отступления».

«Почему я проиграл? Потому что, как и на прежних баттлах, ушел в лирические отступления, которые мне реально интересно писать, в отличие от бесконечного «сетап-панч, сетап-панч». Возможно, я по жизни слишком зациклился на том, как я в свое время повлиял на баттлрэп — а вместо этого мне самому стоит поучиться у баттловиков, чей мир с тех пор перерос в нечто иное и самостоятельное», — рассказал в Instagram Федоров.

Однако, по его словам, гонка за количеством панчей «все еще кажется мне довольно унылым подходом» к баттлам. Панч — лаконичная фраза, которая должна особо сильно зацепить оппонента. Также рэп-певец добавил, что его подход «проповедник а-ля Loaded Lux» (легендарный американский баттл-рэпер. — «Газета.Ru») явно требует корректировки на будущее.

«Не будь проигрыша, я бы, наверное, так и не осознал, что нужен апгрейд. Апгрейд будет, Нарния пока подождет», — заявил Мирон.

Баттл рэперов Oxxxymiron и Гнойного набрал 5 млн просмотров менее чем за сутки. Запись противостояния была размещена в ночь на 14 августа на портале YouTube. Съемки при этом прошли 6 августа, и, несмотря на взятое со зрителей обещание не раскрывать исход противостояния, весть о поражении Оксимирона быстро разлетелась по соцсетям. В своем посте Мирон назвал сливщиков «кончеными».
Также он озвучил намерение вновь вернуться в баттл-рэп.

«Make Battle Rap Great Again: сказано — сделано, это был исторический баттл. Оппонент молодец. Может теперь кто-нибудь поймет, что я не забронзовевшая статуя, не все всегда просчитываю и готов рискнуть всем чисто по фану, из спортивного интереса. И вскоре сделаю это снова», — сделал небольшой анонс артист.

Видеоблогер BadComedian (известный под именем Евгения а) рассказал RT, что его симпатии находились на стороне . Баженов был одним из пяти судей баттла.«Я не ожидал такого результата. Не скажу, что я прям фанат Oxxxymiron, но знаю одни из самых популярных его песен и хорошо к ним отношусь», — заявил BadComedian.

«Атмосфера и напряжение гораздо явственнее чувствуется, потому что стоят люди, которые полностью в движении, для них поражение любимого артиста сродни трагедии», — подытожил Баженов.

«Из готовых кусочков, которые делаются заранее дома, получается текст. Еще и с ненормативной лексикой. К музыке это не имеет отношения — любой бомж за сараем филигранно умеет материться. Это не искусство», — считает Лоза.

«Здесь же ненормативная лексика используется для связи, когда есть пробел в тексте и нечего сказать, — рассуждает Юрий Лоза. — Что ж, результаты увидим, когда вырастут дети и выскажут все эти слова своим родителям», — заявил он.

По словам Лозы, результатом «убийства культуры» являются «матерящиеся дети». Лучше он сходит на футбол, добавил артист.

Также музыкант раскритиковал сам имидж участников рэп-баттлов. «Они эдакие революционеры, которые бросаются на амбразуру. Но это липовая и пшиковая смелость», — утверждает Лоза.

В ночь с 13 на 14 августа 2017 года сотни тысяч людей по всей России судорожно тыкали в клавишу F5, обновляя страницу с каналом "Версуса" на YouTube. Эпохальное видео задерживалось, но никто не шёл спать, - этой битвы ждали больше года, с июля 2016-го. Затем ролик наконец появился, а ссылка мгновенно расползлась по Сети, - баттл сразу же возглавил всевозможные тренды.

Утром понедельника в стране не было темы важнее. "Гнойный победил Оксимирона 5:0", "Баттл набрал уже 3 млн просмотров", "О какой книге говорил Окси на баттле со Славой КПСС?" - такие заголовки мелькали даже на тех ресурсах, которые прежде писали только о политике и экономике. В результате инфоповод добрался и до федерального телевидения, а баттл интенсивно обсуждали ещё пару месяцев после его выхода.

Сейчас с момента публикации видео прошёл уже год - довольно солидный срок, чтобы сделать выводы о том, как противостояние Оксимирона и Гнойного повлияло на культуру, баттл-рэп и самих героев этой дуэли.

Мирон быстро оправился

Коллаж © L!FE Фото: ©РИА Новости / Евгения Новоженина

Перед баттлом со Славой у Окси была депрессия, отсутствие вдохновения и усталость, он страдал из-за одиночества - реально сидел на киевском балконе и не знал, что делать дальше. Его соцсети вела помощница, а он сам исчез из медиапространства, организовав себе цифровой детокс. Даже близкие друзья Мирона признавались, что не знают, где он: человек полностью заперся в своём мире.

В итоге Окси так и не набрал форму для идеального баттла с Гнойным. Чувствовалось, что он невероятно волнуется, что его сбивают крики толпы (хотя такое уже было с Дуней), что соперник предельно хладнокровен и что его собственный текст далеко не идеален (рифмы "правда - правда" - симптом).

Выступление Мирона провисло и по подаче (самовлюблённость, вызывающая отторжение), и по композиции. Очевидно, что, если бы Окси поменял местами второй и третий раунды, шансов на победу (или хотя бы на неразгромное поражение) было бы гораздо больше. А так - баттловый первый раунд, яростный, но отвлечённый второй парт и откровенно скучный финал.

Гораздо любопытнее, что Мирон реально прислушался к тому, что ему говорил Гнойный. Теперь Фёдоров гораздо тщательнее работает над текстами треков (там уже нет лексических ошибок) и внимательно следит за баттл-культурой. Строчка Славы "Ты ни разу не был на сторонней тусе" уже не актуальна - Мирон сходил на RBL и отрецензировал там все просмотренные баттлы.

Кроме того, Окси занялся менторством на Fresh Blood. Это самый противоречивый факт его биографии за последний год, но видно, что Фёдоров в самом деле горит идеей воспитать шестерых молодых, но опасных рэперов-универсалов, которые могли бы не только баттлить, но и писать песни. Пока получается далеко не всё, но в старании Окси не откажешь, - он делает это не ради денег и не ради славы, а чисто из любви к баттл-культуре.

Я благодарен Гнойному, - признавался Мирон на одном из концертов. И это не лицемерие: Слава очень вовремя сбил корону, спустил Окси на землю и замотивировал человека, который уже не знал, где найти новые вызовы.

Гнойный быстро сдулся

Во время первого просмотра баттла казалось, что своими панчами Слава закапывает гроб с телом иконы русского рэпа. Гнойный убедительно кромсал образ Оксимирона, а тот нервничал, перебивал, пытался ответить и выглядел довольно нелепо. Но если переслушать баттл сейчас, то выяснится, что Слава много раз либо додумывал факты про Мирона (про цену на кроссовки), либо приукрашивал действительность (про политизированность альбома), либо включал пафос ("сражаясь, ты умираешь быстрее"), либо сыпал обезличенными панчами, которые можно применить к кому угодно, а не только к Окси.

Мирон же выбрал грамотную линию: сначала пояснил, что Гнойный повторил каждый его косяк, а потом предположил, что дальше Слава пойдёт в попсу.

Так и вышло: шоу на СТС, дружба с Киркоровым, съёмка в клипах с Пугачёвой, совершенно абсурдный вызов на баттл Николая Соболева - всё это уже не имело отношения к тем идеалам, за которые топил Гнойный, пока у него не было даже тысячи читателей в "Твиттере".

Если забрать у Славы баттл с Окси, останется плодотворный, но посредственный рэпер, который выпускает по пять альбомов за год (выстреливает максимум один) и выступает на фестивалях (демонстративно плохо).

Например, 28 июля потолстевший Слава организовал "Лигу Гнойного", но провёл её отвратительно. Баттлы стартовали только через два часа после номинального начала, а сам Гнойный в паре с Джиглипуфом пытался фристайлить, но выходило совсем примитивно.

Увы, чем больше времени проходит после встречи с Окси, тем сильнее ощущение: Гнойный не представляет, как продвигать себя дальше. Учитывая, что образ победителя Мирона рано или поздно забронзовеет, карьеру Славы не ждёт ничего хорошего.

Перенасыщение баттлами и стагнация культуры

Коллаж © L!FE Фото: © Скриншот © L!FE

Важно понимать: нигде в мире баттл-культура никогда не была мейнстримом. Даже в Штатах топовые видео собирают сотни тысяч просмотров, но никак не миллионы. Теперь ясно, что это и к лучшему.

Как только Мирон и Слава стали едва ли не самыми обсуждаемыми персонами в стране, к баттл-рэпу примазались шоумены, поэты, телеведущие, политики и другие люди, которые ещё недавно не знали, что такое панч, но быстро подстроились и начали инкрустировать свою речь словом "хайп". Разумеется, вскоре этот эффект стал тошнотворным: надоели и бездарные баттлы подражателей, и тот самый термин "хайп", который употребляли по поводу и без.

Что случилось с самими баттлами за этот год? Тоже ничего хорошего.

Главный ивент на Versus - очень дорогая и шапитоподобная встреча Гуфа и Птахи. Акапельное "Слово СПб" загнулось. Московское "Слово" тоже стало на паузу. Родился и скончался проект Fidelio Punch Club, где баттлы проходили то на стадионе "Спартак", то в стрип-клубе. RBL собирает те же просмотры, что и год назад. Versus Fresh Blood пока скорее веселит, чем радует, - там хватает фриков, но нет реальных открытий.

Уже можно сказать: баттл Окси и Гнойного - ключевое событие в истории этой культуры, но глобально он почти ни на что не повлиял. Мир баттл-рэпа так и будет жить от одного оглушительного события до другого.

Печально лишь то, что пока на горизонте не намечается ни одного действительно крутого противостояния. Есть слухи, что зимой Versus проведёт кроссовер с RBL. Есть домыслы, что вернувшийся в игру Джонибой бросит кому-нибудь вызов. Есть надежда, что Гнойный всё же соберётся и найдёт соперника, для баттла с которым подготовится так же виртуозно, как ради встречи с Мироном.

Но пока это всё слишком расплывчато и абстрактно, чтобы ждать чего-то всерьёз.

Одно из самых обсуждаемых событий августа - рэп-баттл Мирона Федорова и Вячеслава Машнова. Они более известны в своих кругах как Oxxxymiron (Оксимирон) и Слава КПСС, он же Гнойный. Такие у них прозвища. В интернете этот баттл посмотрели уже 22 миллиона человек.

Не все знают, что такое баттл. Это когда два рэпера становятся напротив друг друга и начинают по очереди оскорблять противника. Они делают это в стихах. Это поэтический турнир. Вообще, рэп – это культура негритянских окраин американских городов. Это искусство черных. Хотя есть и белые. Самый известный и богатый как раз белый – Eminem (Эминем).

Знаменитые рэперы делают свою работу поразительно искусно. Наши не так искусны, но есть серьезное отличие: если американские баттлы - это в первую очередь ругань и личные оскорбления, то наши пытаются спорить о чем-то важном. Это свойственно русской культуре. Нас хлебом не корми, дай поговорить о смысле жизни.

Баттл Oxxxymiron vs Слава КПСС – это спор о первичности культуры. Что важнее - успех, благополучие, деньги или само созидание, творчество, личность? И вот на уличном языке они обсуждают фундаментальные философские проблемы. Они отсылают к классике, они цитируют великих поэтов. Правда, в баттлах очень сильно ругаются, матерятся. Поэтому если ваш слух оскорбляет нецензурная брань, баттлы не для вас. Вы только разочаруетесь и расстроитесь. Скажете: какая же тут философия - сплошная ругань.

Oxxxymiron - самый успешный русский рэпер. Он собирает большие аудитории, хорошо зарабатывает. И здесь главный удар Славы КПСС, он упрекает оппонента: ты же вторичен, ты не придумал ничего нового, ты просто хитрец, который научился зарабатывать деньги. И это так по-русски.

Некоторые считают, что русский рэп пришел на смену русскому року, который владел умами молодежи в 80-х и 90-х годах. Потом русский рок ослаб. Потерял свою актуальность. И вот новое явление - русский рэп.

Широкая публика не знала даже, что такой жанр существует. Но российский баттл-рэп неожиданно вышел на миллионную аудиторию! Похороны пришлось отложить. Словесный поединок без моральных ограничений оказался самым обсуждаемым шоу российского интернета.

Oxxxymiron: Я баттлю контуженного дико тусклого пасюка. А нецензурная брань – жемчужина великого русского языка. Ок?

Все это на полном серьезе обсуждают теперь психологи. «Миллионы смотрят эти баттлы в первую очередь из-за эмоций», - анализирует одна из них.

Обыватели пытаются разобрать интригу схватки. «Складно, он, молодец, шпарит», - замечает еще один зритель.

Перед футбольным матчем «Барселона» - «Реал» спортивный комментатор явно завидовал успеху другого шоу.

«Не так много событий могут затмить своей афишей рэп-баттл между Оксимироном и Гнойным, но надеюсь все-таки, что испанское класико…» - с этих слов начал спортивный комментатор Георгий Черданцев.

Так что же это за герои, которые затмили на время Криштиану Роналду и Месси?

«Это срочное обращение к подписчикам моего канала. Моим пацакам», - начинает заявление на канале в Ютюб Слава КПСС.

Парень в зеленой шапочке - Слава. Живет в Петербурге, еще недавно работал сисадмином. Появлялся в интернете под разными именами:

Привет, с вами Соня Мармеладова

Привет, это Валентин Дядька

Потом он стал звать себя Гнойный и Слава КПСС. Записал кулинарное шоу про глазированные сырки.

Он давал уроки рисования. И, конечно, читал рэп. Но мало кто ценил эту талантливую самодеятельность.

Другой рэпер - Oxxxymiron (Оксимирон). Учился в Оксфорде, вернулся в Россию развивать рэп-культуру. Записывал альбомы, зарабатывал. И считался королем российского рэпа. Герои - прямо как в романе - друг друга ненавидели и назначили дуэль. Готовились к ней почти год.

Слава КПСС: А я везу вам революцию как встарь по дороге из Тушино. У этой телеги вращаются оси. Футуристы скинули с корабля современности Пушкина. А вы до сих пор цеплялись за Oxxxy. Ведь он же живо-ой!!

Oxxxymiron: Ты смешной, слишком длинный, откровенно нескладный. У тебя телосложение как у беременной цапли. Непропорционально как твой хайп. И твой вклад в рэп – не облако в штанах.

В этих текстах подростковый и тюремный жаргоны перемешались в стихах с цитатами из русских классиков.

Oxxxymiron: Мой мертвый хоуми - a.k.а Николай Гумилев. Вот про вас: Когда над миром новым Бог склонял лицо свое, тогда солнце останавливали словом.

Слава КПСС: «Худой отпечаток плеча», учителя - вот срамота. Этого не могло быть у Пастернака - это попросту безграмотно!

И как по законам драматургии в этом баттле со счетом 5:0 победил молодой рэпер.

Слава КПСС: «Я лучше сдохну *** ноунеймом, чем прославлюсь и стану тобой»

«И вот эта фраза «Я лучше сдохну таким-то ноунеймом, чем прославлюсь и стану тобой», она стала ключевой в баттле. То есть в этот момент он его просто разобрал. Он разобрал все его высокомерие, он разобрал его понты. Потому что в баттлах нет фальши», - говорит блогер Николай Соболев.

Но знатоки музыкального рынка, отметили, что в эти дни произошло куда более знаковое событие. Русский рэп идейно победил рок как главную молодежную культуру.

«На смену року пришел рэп, получается, что рокеры респектабельные, пушистые, завалены кучей аппаратуры, а рэпер купил за 500 карточку для компьютера, и баттлы - язык улиц - выхлестнулся в эти миллионные ютюбовские просмотры», - отмечает директор PR-агентства, музыкальный журналист, медиапродюсер Александр Кушнир.

Нынешние рокеры уже не ведут за собой молодежь и не выражают ее идеи, как это было в 80-е и 90-е. Сила по-прежнему в правде. А правда теперь у рэперов.

Если бы фильм «Брат» снимался в наши дни, то, вероятнее всего, в плейере у Данилы Багрова звучал бы речитатив как главный мотив поколения.

«Россия - нация с очень высокой традицией русской поэзии, русской поэтической культуры, лирики, и поэтому, когда у нас цитируют классиков на баттлах, уже, по-моему, сама постановка вопроса абсурдна - музыка это или не музыка. Это новый жанр, который собирает миллионы», - продолжает Александр Кушнир.

Oxxxymiron: И допустим сегодня, может быть, ты даже сможешь меня убить. Я поеду дальше стадионами, ты продолжишь меня троллить.

Фраза про стадионы - это не фигура речи, а реальные планы выступить в Олимпийском. В принципе, нет сенсации в том, что музыкант соберет стадион. Но если рассматривать событие как поэтический вечер - это уже что-то новое. Или хорошо забытое старое. Ведь на этой же арене когдаа-то выступал Евтушенко.

Поэты-шестидесятники легко собирали стадионы. Андрей Вознесенский, как сказали бы сегодня, «порвал» «Лужники».

«И когда мы выходим на стадионы в Томске или на рижские «Лужники», вас понимающие потомки тянутся к завтрашним сквозь стихи» (А. Вознесенский).

Знаменитые вечера в Политехническом по атмосфере чем-то напоминали баттл-площадку. А поединок между Евтушенко и Вознесенским был показан в сериале «Таинственная страсть» по роману Аксенова.

«Со мною вот что происходит - ко мне мой старый друг не ходит. И он не с теми ходит где-то и тоже понимает это».

Едкими эпиграммами обменивался и Пушкин с современниками. Маяковский мог спорить в стихах с оппонентами.

О русских рэперах, которые на самом деле тоже оказались поэты, написали даже в британской «Таймс». Баттл уже посмотрели более 20 миллионов раз. Впрочем, нельзя оценивать резонанс лишь кликами в интернете. Например, недавний клип Светланы Лободы набрал почти в четыре раза больше просмотров.

А свежий клип Славы КПСС еще только набирает обороты и не стал пока хитом.

То, что баттл Оксимирона и Гнойного, вместе с другими, куда менее интересными поединками, состоится сегодня, уже давно стало секретом Полишинеля (мы еще неделю назад написали об этом, к примеру).

Отметив предварительно, что «данная рубрика является авторским блогом, редакция может иметь мнение, отличное от мнения автора», начнём.

Немногим более года назад Оксимирон, посмотрев баттл Эрнесто Заткнитесь против Гнойного, вызвал последнего на баттл.

Почему он это сделал?

1. Мирона зацепили высказывания о том, что он никогда не баттлил с настоящим баттл-МС, что, в принципе, является правдой. Также Слава назвал Окси «жадной до хайпа свиньёй» и заявил, что фраза «когда мне это будет выгодно», сказанная Мироном в легендарном баттле против Джонибоя, на самом деле означает «когда я не смогу проебать».

Действительно, обидеться есть за что. Раньше многие пытались задеть Оксимирона в надежде, что он обратит на них внимание - а что, хайп не пахнет, у Окси столько подписчиков, что он одним твитом может кому-то изменить карьеру.

Читатель, ты согласен с тем, что Окси грамотно подбирает себе соперников, и подгадывает выход баттлов под то время, когда это нужно ему?

2. Окси отлично понимает, что публике постоянно необходимо подкидывать что-то новое, и что едва ли не главным событием во всей его карьере является баттл против Джоннибоя, который поднял его до уровня небожителя, а из Джонни сделал торговца кофе.

На осень прошлого года Мирон обещал микстейп - и за несколько дней до презентаций Окси радостно сообщил, что тейп переносится на неопределенный срок. Если «Горгород» он сумел написать, записать и издать за 3 недели, то, видимо, на тейп отводил неделю?

Микстейп или баттл - да какая разница, важно, что ты будешь на слуху, важно, что люди будут говорить (о баттле, думаю, всё же больше). Так почему бы не выбрать себе соперника, сделав вид, что тебя задели его слова, и одним твитом не вознести его едва ли не на одну высоту с собой же, а потом влёгкую уделать его на Версусе? Гениально, разве нет?

Вот только Гнойный оказался далеко не дураком и принялся на всю катушку использовать этот подарок судьбы. Слава издал целую кипу треков под разными псевдонимами, продал кучу мерча, дал за год много концертов, и постоянно хайпил, как только мог, стараясь не пропадать из виду.

Почему я желаю Оксимирону поражения?

1

Потому что он пренебрегает своим слушателем (Стоит сразу уточнить, что я не являюсь хейтером Мирона и к примеру, «Вечного жида» заслушал до дыр). Доказательство - например, вышеупомянутое создание «Горгорода» за 3 недели. Искренне считаю, что хороший альбом за 3 недели почти что с нуля написать, записать, свести, отмастерить и т.д., нельзя.

Многие смущённо отмечали, что со звуком в альбоме что-то не так, что сведено «как-то странно». Тут же в ответ набегали фанаты Окси, потрясая аргументами вроде «Да как вы не понимаете, это такая задумка», «Да вы вообще знаете, как на Западе работают?», и т.д. Ларчик, оказывается, просто открывался - сжатые сроки.

Я отлично помню, как, послушав дважды «Горгород» в день его выхода, не мог поверить своим ушам - вот этого все так долго ждали? От МС уровня Оксимирона (а он и поэт отличный, и чтец рэпа знатный) - вот это? Тогда я понял - хитрый Мирон решил всех обыграть, и издать два альбома. Первый - вот этот вот, про писателя, башню, и прочее, с парой хороших треков на весь релиз. Ну а второй, по всей видимости, будет целиком состоять из бэнгеров в духе старого Окси. Я даже колонку тогда об этом наваял, привязав всё к толкиенизму, которым сам в детстве увлекался.

И что? И ничего. Вот вам, дорогие слушатели, то, что я слепил за 3 недели. Те, кому не понравилось - вы просто не поняли всей глубины наших глубин. Те, кому понравилось - молодцы, если будете в лесу, оглядывайтесь по сторонам, где-то рядом бродит заплаканная Полозкова с коляской.

Почему я считаю «Горгород» слабым альбомом, детально расписано .

Наконец, Окси обещает микстейп - и тот не выходит вовремя. Ах, все, кто не сдали билеты на отмененные концерты Окси, смогут прийти на концерт в «Олимпийском» совершенно бесплатно! Невиданная щедрость.

2

Потому что он действительно подбирает себе соперников. Неизвестно, каким образом должны были встать звёзды, чтоб Мирон проиграл ST (известно - ST нужно было меньше шутить и быть пояростнее, что ли), Окси это отлично понимал и согласился на этот поединок. А вот вызовы Schokk"а Окси проигнорировал.

Во-первых, он понимает, что Шокк действительно может выиграть.

Во-вторых, Шокку наверняка известны некоторые подробности из жизни Окси, которые все ещё неизвестны широкой публике и которые могут нанести удар по его репутации.

3

Я недавно писал в комментариях, что больше всего на свете мне бы хотелось, чтоб вместо Гнойного против Оксимирона вышел Бабангида - соперник давний, неудобный, скользкий, тот, кто может от Мирона не оставить камня на камне. Вы хорошо помните третий раунд Гнойного против Эрнесто Заткнитесь? Там он обильно цитирует Бабангиду, недвусмысленно как бы намекая. Знаете, как, например, в классической литературе один поэт, вдохновившись другим, принимался писать в схожем стиле, и впоследствии считался его учеником?

Ровно так же Гнойного можно назвать последователем Бабана, завязавшего с рэпом несколько лет назад. Те, кто раньше следил за онлайн-баттлами, отлично помнят, насколько непримиримой была вражда между Окси и Бабаном. Если с Олимпа Мирона сбросит именно Гнойный - это будет красиво и символично.

4

Если Мирон проиграет - это будет для него отличным пинком под зад. Тогда он просто вынужден будет писать новые треки - за 2 года не было почти ничего нового, только вдумайтесь! Тогда он будет вынужден издавать тейп/альбом, выпрыгивая из штанов, а не в статусе «вы всё равно съедите всё, что я вам подкину». Тогда, наконец, возможно, состоится баттл с Дизастером, который всем уже давно надоело ждать. Тогда Окси вновь будет вынужден карабкаться на вершину, а без качественного материала этого не сделать никак. Собственно, не этого ли мы хотим от него как от артиста?

А не кучи невыполненных обещаний, перенесённых дат, удобных соперников, молчания, тянущегося годами, глупых попыток сделать звезду из Порчи благодаря диссу на ЛСП, и т.д

По всем этим причинам я искренне хочу, чтобы Гнойный победил Оксимирона на Версусе. В конце концов, тут люди уже даже стикеры для телеграма подготовили соответствующие:

Наконец, спрошу у вас: на кого ставите? Кому желаете победы? Почему?

В понедельник никто не обсуждал . Всех волновало только то, как и почему Оксимирон впервые проиграл баттл. Его малоизвестный соперник неожиданно получил вызов на «Версус» за несколько оскорбительных фраз вроде «жадная до хайпа свинья» и «никогда не баттлился с баттл-МС». Итогом стало поражение 0:5, превратившее Гнойного в звезду момента, весь фейсбук - в экспертов по баттл-рэпу, а все новостные сайты страны - в филиалы паблика «Рифмы и панчи».

0:5 - это разгром? И да и нет. Все-таки это просто сумма мнений пяти человек. Двое из них регулярно судят баттлы, но большинство в жюри составляли, так сказать, селебрити, более поверхностно знакомые с предметом. Впрочем, их вердикт в пользу Гнойного вопросов у зрителей не вызвал. И вот почему.

Как это было

Кажется, никогда еще на баттле Оксимирон не выглядел таким нервным.

У него не получилось завоевать аудиторию. Его третий раунд прошел при гробовой тишине, тогда как оппонент не раз заставлял зал скандировать «Гнойный, Гнойный».

У него не получалось вывести соперника из себя. Он и раньше мог орать в ухо оппоненту, но совсем странно было видеть, как он постоянно пихает Гнойного в грудь, трясет за плечи или даже хватает за волосы. Но ни вербальные атаки, ни физические не смогли убрать с лица его соперника издевательскую улыбку: король и шут, как и было сказано.

Когда пыль осядет, а удивление от победы андердога пройдет, пересмотрите «Версус» еще раз. Вы увидите, что по сравнению с совершенно однотипными раундами Гнойного (в них можно менять местами куски - и ничего не изменится), Мирон подготовил более сложное и комплексное представление. Но именно в этот раз ему громко ставят в вину: «Читал не про соперника, вот и проиграл».

Это чепуха - он так делал всегда и выигрывал. Мог втиснуть в раунд попурри из рэп-хитов разных эпох. Почему на это никогда не обращали внимание, а сейчас заметили? Потому что получилось слабее. Не то что перетончил, а увлекся - взять хотя бы декламирование Гумилева или пересказ уже книги «Тысячеликий герой», под который зал молчал, словно заснул на нудной лекции.

А еще неприятно бросалось в глаза, что на баттл пришел памятник Оксимирону: я заработал миллионы, я отказался от миллионов, я не хожу в телевизор, я теневой отец не только «Версуса», но и «Слова СПБ» (двух самых известных баттл-площадок), я еду по стадионам, я, я, я. А про соперника: ты для галочки, ты груша для подготовки к баттлу с Дизастером.

«… ты самовлюбленный, братан!» - начнет третий раунд Гнойный. И это не флип (быстрая реакция на раунд соперника), а заготовленный текст - настолько предсказуемым был пафос его оппонента.

Если баттлы - это проекция выборов, битва за голоса, то Оксимирон сделал слишком много, чтобы не победить в ней.

Почему все-таки он проиграл

Давайте выслушаем его собственную точку зрения.

«Почему я проиграл? - написал в понедельник Мирон. - Потому что, как и на прежних баттлах, ушел в лирические отступления, которые мне реально интересно писать в отличие от бесконечного «сетап-панч, сетап-панч». Возможно, я по жизни слишком зациклился на том, что в свое время повлиял на баттл-рэп, - а вместо этого мне самому стоит поучиться у баттловиков, чей мир с тех пор перерос в нечто иное и самостоятельное. Хотя гонка за количеством панчей все еще кажется мне довольно унылым подходом к баттлам. Но и мой подход «проповедник а-ля Loaded Lux» явно требует корректировки на будущее. Не будь проигрыша - я бы, наверное, так и не осознал, что нужен апгрейд».

Смотрите - опять «я, я, я». Об оппоненте коротко сказано «молодец», он даже не назван по имени. Словно победа просто упала Гнойному в руки. Но ведь это не так.

«Баттл - территория постправды, здесь неважно, какой факт настоящий», - прочитает Гнойный в третьем раунде. Его победная тактика состояла именно в этом. Он как Трамп - постоянно предъявлял «альтернативные факты». И помнил, что на телевизионном ток-шоу прав тот, кто громче орет.

Как он это делал? Приемы следующие - придирки, передергивания и пародии. Гнойный приводит несколько не самых удачных цитат Оксимирона, делает вывод: говно, а не поэт. Заявляет: «Горгород» - посредственный альбом. Аргументирует: он вторичен по отношению к Оруэллу, Хаксли и Кендрику Ламару (что-о-о?). Ключевой аргумент: когда послушал твой альбом, чувствовал «словно я ассенизатор, которому всю зарплату выплатили говном».

«Твой рэп - набор самых скучных клише» и «у него нет панчей» про Оксимирона - это те самые альтернативные факты. Но когда разговор уже ушел в поле эмоций, слушатель перестает подвергать их критике. «Берут старую модель Reebok, лепят лого Окси, повышают цену в 2 раза», - описывает Гнойный то, о чем не имеет представления, - раз, и что не соответствует действительности - два. Но звучит это вполне убедительно, а значит действительно «здесь неважно, какой факт настоящий».

Так человек, обремененный ношей собственного величия и ни много ни мало пишущий историю баттл-рэпа на наших глазах, встретил придуряющегося мужичка Славу, который на цитаты из древнегреческих трактатов и Гумилева отвечал: «Слышь, чепуха … [никчемная], можешь других охмурять сонетами» - и проиграл.

Что будет дальше?

Оксимирон, как и обещал, отправится на стадионы. Похоронит ли поражение его карьеру? Нет, конечно. Напишет ли Гнойный книгу