Достижение индивидуальности. Механизмы достижения индивидуальных отношений. Стоит ли добавлять себе заслуги

Уровень притязаний и уровень достижений личности

С возрастом у каждого из нас появляется какая-то оп-ределенная область знания или практики, наиболее для нас существенная, интересная, соответствующая, как мы считаем, нашим потребностям, склонностям, способнос-тям, деятельность в этой области воспринимается как весь-ма социально значимая, а успехи в осуществлении этой деятельности переживаются нами как личностно значи-мые. С.Л. Рубинштейн говорил так об этом: «Я очень люб-лю пение, с величайшим удовольствием слушаю и очень ценю хороших певцов, но никто не уязвит меня, если взду-мает сказать, что я не умею петь. Я это сам отлично знаю и как ни люблю прекрасный человеческий голос, особен-но не страдаю от сознания, что сам им не обладаю. Но для человека, избравшего профессию певца, но для юноши, который мечтает именно на этом поприще завоевать себе славу, такое сознание было бы убийственным» 1 .

Самооценка человека в решающей степени складыва-ется на основании успеха или неуспеха в значимой для

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологиии. - М., 1946. - С. 568.него деятельности и формирует тот или иной уровень при-тязаний личности на достижения в этой области. Реализо-ванный в деятельности уровень притязания личности ук-репляет ее самоуважение, нереализованный - разрушает или не дает возможности вообще сформироваться.

Американский психолог У. Джеймс вывел формулу са-мооценки, которую обозначал термином «самоуважение»: «Наше довольство собой в жизни, - писал он, - обуслов-лено всецело тем, к какому делу мы себя предназначаем. Самоуважение определяется отношением наших действи-тельных способностей к потенциальным, предполагаемым - дробью, в которой числитель выражает наш действи-тельный успех, а знаменатель - наши притязания:

При увеличении числителя или уменьшении знамена-теля дробь будет возрастать» 1 .

Таким образом, уровень самоуважения порождается 1 двумя противоположными тенденциями: тенденцией под-держивать свою самооценку, свой успех в деятельности на как можно более высоком уровне; тенденцией снижать свои притязания, чтобы не потерпеть неудачи и тем самым не нанести ущерба привычной самооценке. Умение «прими-рить» эти тенденции и в ходе конкретной деятельности реалистически отнестись к себе, к своим достижениям -одно из важных условий эффективности деятельности и развития личности. От уровня достижений в деятельности зависит уровень притязаний личности. Поэтому так важ-но, чтобы уровень достижений соответствовал реальному вкладу труда и творчества человека в деятельность, тогда уровень притязаний его будет оправдан. В противном слу-чае притязания будут формироваться как бы на «пустом месте», что может привести человека к разочарованию не только в деятельности, но и в себе самом, к нервному срыву и т.д. «Если ты что-нибудь делаешь, - говорил Л.Н. Толстой, -делай это хорошо. Если же ты не можешь или не хочешь делать хорошо, лучше совсем не делай». Эту же мысль высказывал Г. Лихтенберг: «Остерегайся занять благодаря случайностям пост, который тебе не по плечу,

1 Джеймс У. Психология. - М., 1991.чтобы не казаться тем, чем ты не являешься на самом деле».

Еще на один аспект отношения человека к деятельности и к себе в этой деятельности необходимо обратить внима-ние: успех и неуспех могут быть поняты по-разному - или как чисто личный успех или как успех коллектива, успех общественного дела. Это зависит от мотивов деятельности: во имя чего человек работает. Великие люди потому, навер-ное, и становятся великими, что думают об успехе дела, которым они поглощены, а не о своем успехе и даже не о своей судьбе. Например, оставляя Москву без боя в 1812 г., вопреки мнению большинства русских военачальников, вразрез с требованиями царя и правящих сфер Петербурга, мало того, вразрез с голосом большинства армии и народа, М.И. Кутузов рисковал своим личным успехом полковод-ца, своей репутацией. Бессмертное величие М.И. Кутузова в том, что он не испугался страшной тяжести взятой на себя ответственности и сделал то, что по совести считал единственно правильным 1 .

1.5. Основные виды деятельности

Основным, исторически первым видом деятельности человека является труд. В процессе онтогенеза возникают игровая и учебная деятельности, связанные с трудом и про-изводные от него. Каждый из этих видов деятельности име-ет свою структуру, свои психологические особенности, свое целеназначение и реализуется в конкретных видах челове-ческой деятельности: художественной, производительной, спортивной, инженерной, педагогической, научной, прак-тической, в сфере нравственности, религии и пр.

Все основные виды деятельности - игра, учение, труд -присутствуют в жизни каждого человека, в недрах этих де-ятельностей происходит развитие психики и личности. Все эти основные виды деятельности не изолированы друг от друга, они взаимодействуют, обогащают друг друга, созда-вая тем самым новые перспективы развития личности, их осуществляющей. Но на каждом возрастном этапе требует-ся особое соотношение этих деятельностей как в плане их представленности, так и в плане их содержания. Одни дея-тельности имеют на данном этапе онтогенеза большее зна-

1 Теплое Б.М. Ум полководца // Избранные труды: В 2 т. - М., 1985. -Т. 1.-С. 253.чение для развития личности, другие - меньшее. А.Н.Ле-онтьев ввел понятие ведущей деятельности.

Ведущей называется деятельность, в наибольшей степе-ни способствующая развитию психики и личности ребенка на данном возрастном этапе. Ведущая деятельность обус-ловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на дан-ной стадии его развития.

Для ребенка дошкольного возраста ведущей деятельно-стью является игра, для школьника - учебная деятельность, для взрослого - труд. Игровая и учебная деятельность со-здают условия для развития способностей и личности ре-бенка, обеспечивающих ему возможность достойного вхож-- дения в трудовую деятельность взрослых.

Вопросы и задания

1. Что такое деятельность?

2. Какая деятельность называется ведущей и почему?

3. Как связана деятельность со знаниями и умениями?

4. Всегда ли переживание успеха в какой-либо деятельности соответствует ее результату?

5. Какими способами учитель может поддержать успешную деятельность школьника?

Тема 2 ЛИЧНОСТЬ

Личность, индивид, индивидуальность. Личность и социальные роли. Самосознание личности, «Я-концепция». Механизмы психологической защиты личности.

2.1. Личность, индивид, индивидуальность

Вопрос о том, что такое личность, какого человека мож-но назвать личностью - один из центральных не только для психологии, но и для философии, литературы, религии -практически для всех отраслей гуманитарного знания.

В психологии понятие личности является одним из ос-новополагающих. Личность, - писал С.Л. Рубинштейн, -образует «основу, изнутри определяющую трактовку пси-хики человека в целом. Все психические процессы состав-ляют психическое содержание жизни личности. Каждый вид психических процессов вносит свой специфический вклад в богатство ее внутренней жизни» 1 . С другой стороны, - под-черкивал он, - и все «психические процессы... протекают в личности, и каждый из них в своем реальном протекании зависит от нее» 2 .

Понятие «личность» соотносится с такими понятиями как «индивид», «индивидуальность». Из этих понятий «че-ловек» - самое широкое и общее, все остальные включа-ются в него.

Понятие «индивид» может относиться и к человеку, и к животному. Человек как индивид представляет свой био-логический род, род Homo sapiens , «человек разумный». Индивид является носителем врожденных свойств и тех, которые получены, приобретены в ходе развития. Основ-ные характеристики индивида - активность, целостность, устойчивость и специфичность взаимодействия с окружа-ющим миром.

Понятие «индивидуальность» подчеркивает неповтори-мое своеобразие человека, то, в чем он отличен от дру-гих, а также в определенной степени указывает на выра-женность этого отличия. Недаром мы говорим, «яркая ин-дивидуальность», «у него нет никакой индивидуальности».

Это же можно сказать и о понятии «личность». В повсе-дневной жизни мы часто говорим: «Это личность», «Она -сильная личность», «Он - не личность», оценивая таким образом своих близких, знакомых или героев книг, филь-мов. Говоря так, мы выделяем прежде всего цельность чело-века, его способность занять некое, только ему присущее место в обществе, в мире других людей, умение управлять собой, своим поведением и своим развитием, оказывать влияние на других людей.

Обратите внимание на то, что если понятие «индивид» не несет в себе никакой оценки, то понятия «индивиду-альность» и «личность»» подчеркивают, выделяют неко-торые особые присущие человеку качества, выражает вы-сокий уровень его развития.

Именно поэтому многие психологи подчеркивают, что «индивидами рождаются, а личностью становятся» (А.Н. Ле-онтьев, В.В. Давыдов). «Личность, - подчеркивал А.Н. Ле-

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946. - С. 618. 2 Там же. -С. 617.онтьев, - есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека» 1 .

Какого же человека можно назвать личностью? Л.И. Бо-жович отвечала на этот вопрос так: «Человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психического разви-тия, который делает его способным управлять своим пове-дением и деятельностью... Личность, достигшая полного раз-вития, характеризуется наличием собственных взглядов и отношений. Собственных моральных требований и оценок, делающих человека относительно устойчивым и независи-мым от ситуативных воздействий среды. Необходимой ха-рактеристикой личности является особая форма ее актив-ности, связанная с наличием иерархического строения мо-тивационной сферы; человек, достигший такого уровня психического развития, способен действовать, не только следуя непосредственным побуждениям, но и в соответ-ствии с сознательно поставленными целями и принятыми намерениями. Иными словами, для личности становится ха-рактерной активная, а не „реактивная" 2 форма поведения» 3 .

Таким образом, человек, достигший уровня личности, обладает определенной иерархией мотивов, т.е. способен подчинять низшие мотивы высшим, преодолевать непос-редственные побуждения ради высших, т.е. действовать опосредованно. Он относительно независим от внешних воз-действий и ведет себя в соответствии с собственными, самостоятельно, сознательно выработанными целями и намерениями.

Если понятие «индивид» соотносится с понятиями «дру-гие индивиды», понятие «индивидуальность» - «другие люди», то понятие «личность» - не только с понятиями «другие личности», но и «общество», «социум». В понятии «личность» подчеркивается социальный характер жизни че-ловека. Личность - «социальный человек», человек в мире других людей.

Черты человека как индивидуальности могут проявлять-ся в особенностях темперамента, характера, интересах, потребностях, способностях. Они могут быть социально значимы и социально нейтральны. Например, способность к живописи может стать социально значимой, если чело-

1 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - С. 176.

2 Реактивное действие, поведение - действие, поведение, возника-ющие в ответ на то или иное воздействие извне.

3 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968.-С. 421.век становится художником, и может остаться нейтраль-ной, если он рисует для себя, для своего удовольствия и никому своих картин не показывает.

Человек как личность является носителем исторически выработанных и общественно, социально значимых ка-честв, форм поведения, деятельности. Качества личности, черты личности всегда значимы для других людей. Напри-мер, доброта - качество личности, потому что она всегда направлена на других людей, а значит, и на общество в целом. Различные стороны, черты личности воспитывают-ся, целенаправленно формируются.

Многие ученые (А.В. Петровский, В.А. Петровский и др.) считают, что человек является личностью настолько, насколько он значим для других людей, насколько он спо-собен отдать, передать себя другим людям, оставить в них свой след. Только так он становится значимым и для себя. То, насколько человек значим как личность, во многом зависит от особенностей его деятельности, реализуемых в ней ценностей, смысла, которые эта деятельность имеет для каждого из тех, кто ее осуществляет.

Пользуясь определением известного французского писателя А. де Сент-Экзюпери, можно сказать, что лич-ность - «человек как узел связей». Связи личности мо-гут далеко выходить за пределы ее непосредственного окружения, соотноситься с обществом, с миром лю-дей вообще.

Именно это определяет активность личности - ее спо-собность производить значимые изменения в окружающем мире и самом себе. Человек рассматривает себя как источ-ник и причину своего поведения, своего развития. Счита-ет себя хозяином собственной жизни. Это обеспечивает. устойчивость и последовательность его поведения.

2.2. Личность и социальные роли

Слово «личность» в западных - английском, французс-ком, немецком - языках первоначально означало маску в древнегреческом театре, которую надевал актер, исполняя роль. Этот же смысл содержится и в русском слове, от кото-рого образовано слово «личность», - «личина». По словарю В. Даля, значение слова «личина» - «накладная рожа, харя, маска... Ложный, притворный вид, лукавое притворство» 1 .

1 Даль В. Толковый словарь: В 2 т.- М., 1955. - Т. 2. - С. 259.Это послужило основанием для представлений о том, что «личность» - маска, которую человек надевает на себя, исполняя некоторую роль для общества, для близкого ок-ружения (семьи, друзей), даже для самого себя. И эта маска часто скрывает его истинные черты, то, что он представляет собой на самом деле. Это положение легло в основу теории личности как носителя социальных ролей.

Согласно этой теории, таким образом, человек может в семье играть роль сына, в школе - ученика, в компании друзей - вожака, лидера. Роль формирует определенные ожидания со стороны других, определяя, как должен вес-ти себя носитель («исполнитель) той или иной роли, она формирует его действия.

Против этой теории выступили многие психологи, под-черкивавшие, что личность не может быть сведена к сум-ме «исполняемых» ею ролей и это не «маска», за которой человек «прячет» свою истинную сущность. Личность со-знательно принимает и исполняет определенную соци-альную роль, относясь к ней и преобразуя ее. Социальные роли есть формы реализации личности.

В психологии существует множество теорий личности. Представления о личности в отечественной психологии личности основываются на том, что личность нельзя рас-сматривать «как индивида, обладающего психофизиоло-гическими и психологическими особенностями, изменен-ными в процессе его адаптации к социальной среде». Ее следует рассматривать как новое качество, порождаемое движением системы объективных общественных отноше-ний, в которое вовлекается его деятельность. Личность, таким образом, перестает казаться результатом прямого наслаивания внешних влияний; она выступает как то, что человек делает из себя, утверждая свою человеческую жизнь. Он утверждает ее и в повседневных делах и общениях, и в людях, которым он передает частицу себя 1 .

2.3. Самосознание личности, «Я-концепция»

Для самого человека, субъективно, личность - это «Я». Мы думаем, размышляем о себе, даем себе отчет в своих поступках. Процесс осознания себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств называется самосознанием.

1 См.: Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. -С.217.Самосознание личности начинает формироваться очень рано. Оно основывается на тех элементарных ощущениях младенца, которые возникают, когда он направляет дей-ствия на самого себя. Еще И.М. Сеченов выделял возни-кающее в результате этого «цельное самоощущение» как первичную форму самосознания.

Самосознание развивается. Ребенок начинает говорить о себе «Я», узнавать себя в зеркале и на фотографиях (это про-исходит у разных детей в разное время, но, как правило, не позднее 2,5-3 лет). Постепенно он начинает осознавать себя как причину происходящих вокруг него и с ним событий. Начинает осознавать себя как субъекта собственных действий и поступков. Понимать свои потребности, желания. Он стре-мится выразить себя через собственные действия («Я сам!»). С этим связан так называемый кризис трех лет. Важное вли-яние на развитие самосознания оказывает исполнение роли в играх, когда ребенок начинает четко отличать себя от ис-полняемой им в игре роли. В 6-7 лет происходит еще один существенный сдвиг в самосознании - ребенок начинает смот-реть на себя как бы со стороны, представлять, как он выгля-дит в глазах окружающих. Он смущается и от этого «кривля-ется». Недаром этот период носит название «кризиса непо-средственности».

Существенный сдвиг в развитии самосознания проис-ходит в подростковом и юношеском возрастах. Человек начинает целенаправленно думать о себе, ставить перед собой вопросы «Кто Я? Какой Я? Кем мне быть? Каким мне быть? В чем смысл моей жизни? Могу ли Я уважать себя и за что?», т.е. думать о себе как о личности. Не слу-чайно подростковый и юношеский возраст называют воз-растом второго рождения личности, личности как перио-да открытия «Я» для самого себя. Ведь, думая о себе, мы крайне редко бываем нейтральны, мы всегда каким-то об-разом относимся к себе. Эти представления реализуются в поведении, отношениях с другими людьми, в том, чего следует ждать от себя в будущем.

Думая о себе, человек крайне редко бывает нейтрален, он всегда каким-то образом относится к себе. Поэтому мысли о себе всегда эмоционально окрашены и часто содержат оценку себя, отдельных сторон своей личности, деятельности. Мне-ние человека о себе реализуется в поведении, в отношениях с другими людьми, в его ожиданиях относительно того, чего следует ждать от себя в будущем. Они создают основу устой-чивого личностного образования - «Я-концепции». «Я-концепция» объединяет все знания человека о себе и то, как он оценивает себя. Она существует не только на осознаваемом, но и на неосознаваемом уровне, отражая неосознанные, представленные только в переживании ус-тановки человека по отношению к себе.

В «Я-концепции» обычно выделяют три основных ком-понента - когнитивный, эмоционально-оценочный и по-веденческий.

1. Когнитивный компонент «Я-концепции» - «образ Я» -характеризует содержание представлений человека о себе. В «образ Я» могут входить представления человека о своих способностях, отношениях с окружающими, внешности, социальных ролях, интересах, качествах личности и т.п. Перечисление практически бесконечно, поскольку в «об-раз Я» может включаться все, что значимо для человека, все, что позволяет ему, с одной стороны, чувствовать общ-ность с другими людьми, объединять с ними, а с другой, -отличать себя от них, осознавать себя как особую, неповто-римую личность. Поэтому содержание «Я-концепции» ха-рактеризуют две составляющие: (1) «присоединяющая», обеспечивающая объединение индивида с другими людьми и (2) дифференцирующая, способствующая его выделению по сравнению с другими и создающая основу для чувства собственной неповторимости, уникальности.

Например, для одного человека наиболее значимы пред-ставления о себе как о человеке, который многим интере-суется, хочет узнать больше о разных сторонах жизни. Ве-дущее место в его «образе Я» будет занимать его представ-ления о своей эрудиции, познавательных интересах - их разнообразии, глубине и т.п. Для другого - самым глав-ным может быть то, что он отец. В этом случае централь-ными в образе Я будут характеристики, качества, связан-ные с отцовством. Это не означает, что этими характерис-тиками исчерпываются представления человека о себе. Но они включаются в «образ Я» как менее значимые, второ-степенные.

2. Второй компонент - эмоционально-ценностное отно-шение к себе - отражает отношение человека к себе в це-лом или к отдельным сторонам своей личности, деятель-ности и т.п. и проявляется в самоуважении, чувстве соб-ственного достоинства, самооценке и уровне притязаний.

Фундамент эмоционально-ценностного компонента со-ставляет самоуважение, или чувство собственного достоин-ства, собственной ценности. Самоуважение - это вера всобственные силы, возможности. Оно не связано конкрет-но с какой-либо областью, и выражает столько оценку, сколько общее отношение человека к себе. Самоуважение -это принятие себя, любовь к себе.

В понятии самооценка, как видно из самого названия, на первый план выходит именно оценочный компонент. Самооценка - оценка личностью себя в целом (общая са-мооценка) и отдельных сторон своей личности, деятель-ности, отношений с другими людьми (частные, или пар-циальные самооценки). Самооценка может быть устойчи-вой, т.е. сохраняться в разных ситуациях и на достаточно длительное время, и неустойчивой.

Для развития очень важно разумное сочетание устой-чивости и неустойчивости самооценки. Так, сохранение устойчивой самооценки при изменившихся условиях си-туации препятствует и нормальному осуществлению дея-тельности, и самореализации в ней. Сильная неустойчи-вость самооценки, порождая колебания, своеобразные «качели» - от очень высокого до очень низкого представ-ления о себе.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т.е. уровнем трудности целей, которые человек ставит перед собой и определяющее, какие достижения он будет вос-принимать как неудачу, а какие - как успех. Уровень при-тязаний основывается на самооценке, сохранение кото-рой стало для человека потребностью.

Для нормального развития личности очень важно, что-бы уровень притязаний был несколько выше самооценки, несколько опережал ее, создавая тем самым возможности роста. Поэтому уровень притязаний, полностью совпадаю-щий с самооценкой, для личностного развития неблаго-приятен. Столь же неблагоприятным является низкий или средний уровень притязаний в значимых для человека об-ластях. Подробнее об уровне притязаний рассказано в теме «Деятельность».

В конкретной деятельности самооценка и уровень при-тязаний могут быть достаточно точно установлены. Поэто-му применительно к конкретной деятельности можно го-ворить об уровнях самооценки и притязаний - высоком, среднем и низком.

В этих случаях можно говорить и об адекватности само-оценки. Самооценка является адекватной, если она соот-ветствует реальной успешности человека в какой-либо де-ятельности. Неадекватной самооценка бывает в тех случа-ях, когда она не соответствует успешности человека. Не-адекватная самооценка может быть завышенной (человек существенно завышает свои актуальные возможности) и заниженной (занижает их). И неадекватно завышенная, и неадекватно заниженная самооценка - сильный тормоз и общего развития, и успешности в какой-либо деятельнос-ти.


Психология . Учебник для студ . сред . пед . учеб . заведений . М., ИЦ Академия. 2004. 464 с.doc ...


Деловые партнеры иногда интересуются достижениями друг друга. Тому, кто хоть раз на своем рабочем месте действовал целенаправленно, всегда будет что сказать. Главное понимать, что такое достижение. Здесь ответим на ряд вопросов, с которыми чаще всего сталкивается специалист. Что такое значимые достижения? Как определить и сформулировать основные, главные, высшие или выдающиеся достижения? Личные и профессиональные достижения - что писать в резюме? Какие достижения лучше указывать? Отвечаем по порядку.

Вы можете рассказать о целях своей профессиональной деятельности? Надеемся, что можете - все материалы сайта вам в помощь. Цели говорят о том, каких результатов человек хочет добиться. Это информация о будущем. Вопрос о достижениях предполагает рассказ о том, каких результатов удалось добиться. Это информация о прошлом, свершившемся, уже достигнутом к настоящему моменту. Если вы хотя бы раз ставили перед собой ясные, четкие цели и хотя бы раз их успешно достигали, получая тот результат, который изначально планировали, то знаете главное. В целом, достижение - это ранее запланированный и к настоящему времени успешно достигнутый результат.

Между целями в работе и достижениями в работе очень много общего. Существенная разница - время. Цели отражают цифры и факты, которые необходимо получить за определенный период (или к определенному сроку), и заявляются, как правило, в будущем времени. Достижения отражают цифры и факты, которые были получены специалистом в определенный период своей деятельности, и заявляются, как правило, в прошедшем времени. Принципы формулировки сообщений о целях и достижениях очень похожи. Хотите пример? В качестве примера приведем два предложения. Задание: постарайтесь не догадаться где заявлен планируемый, а где полученный результат.

  • к третьему кварталу текущего (2006) года разработать систему технического оповещения о концентрации в воздухе... выше предельно допустимых норм;
  • во втором квартале текущего (2006) года разработана система технического оповещения о концентрации в воздухе... выше предельно допустимых норм.

Справились с заданием? Нет? Отлично. Вероятно, вы прекрасно владеете информацией о том, как правильно сформулировать информацию о достигнутом результате. А сейчас отметим главное.

Когда в резюме или на собеседовании возникает вопрос о достижениях, это значит, что просят рассказать о результатах, которые получены вами в работе в определенный период времени. Например, на прежнем рабочем месте или в прежней должности, в ходе работы над определенной темой или в результате решения определенных проблем и задач - в зависимости от того, о каком конкретно периоде спрашивают. Иногда в вопросе о достижениях такой период не обозначается явно. Это значит, что запрашиваемый период - вся ваша трудовая деятельность.

Готовим предварительный список достижений

Чтобы понять, какими достижениями обладаете сегодня, можно проделать простую вещь. Взять список прежних целей, которые вы ставили перед собой в запрашиваемые периоды профессиональной деятельности. Отобрать из них достигнутые. Переписать их формулировки в прошедшем времени. Первая часть материала готова.

Теперь припомните, не случалось ли вам когда-нибудь на пути к запланированному результату получать результаты незапланированные, но неожиданно важные, имеющие существенное значение для кого-то или чего-то? - для кого или чего именно пока безразлично. Случалось? Тогда их тоже запишите. Вторая часть материала готова.

По сути, у вас получился список полученных результатов в разные периоды вашей профессиональной деятельности. Для чего заявляются такие списки? Вашего делового партнера интересует чем вы можете оказаться полезны для него, организации, целевых групп. Владельцем каких внутренних богатств и активных ресурсов являетесь. Именно активных, которые уже позволили вам достичь определенных результатов. Пассивные ресурсы - которые «теоретически» вроде бы есть, но фактически не используются, - реальных деловых партнеров интересуют не всегда. Почему?

От того, что вы владеете, к примеру, какими-то знаниями и навыками, вашим коллегам, клиентам и т.д. ни жарко, ни холодно. Владеете, и замечательно. Ваши знания и навыки становятся интересны, когда с их помощью удается достичь нужного результата. Тогда вы демонстрируете наличие, качество и пользу своего ресурса - ресурса, который действительно есть, который вы с удовольствием используете и который постоянно оттачивается в опыте. Тогда речь идет о специальных знаниях и ключевых навыках, которые позволили вам получить то, о чем вы рассказываете. Информация о достижениях говорит гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Имея список своих достижений и рассказывая о них в резюме или на собеседовании, вы информируете реального или потенциального делового партнера о двух вещах. О том, каких результатов смогли достичь сами или помогли достичь другим (какие надежды на вас можно возложить, в чем вы можете оказаться особенно полезны). О том, какими активными ресурсами (способностями, возможностями, знаниями, навыками) располагаете, чтобы достичь подобных или других нужных компании результатов.

Выбираем значимые

Итак, мы с вами составили предварительный список результатов профессиональной деятельности. Теперь среди них будем искать настоящие достижения. Готовы?..

Что такое и какие бывают значимые достижения? Люди по-разному оценивают значимость того или иного результата в своей работе. Поэтому каждый специалист самостоятельно принимает решение, о каком из них стоит рассказывать. Однако, говоря о достижении, стоит помнить о двух вещах.

1) . Это должен быть результат, который оказался для кого-то полезным - важным, нужным, имеющим определенное значение для конкретного человека, группы людей или компании в целом.

В зависимости от того, кому именно результат работы, о котором вы рассказываете, принес больше пользы (оказался более важен), он может быть отнесен к одной из двух категорий:

  • личное достижение;
  • профессиональное достижение.

2. Результаты, которые могут, но пока еще не принесли пользу другим людям. Даже если речь идет об уникальном открытии, знании, изобретении или создании чего-либо, что рождает в вас чувство профессиональной гордости и потенциально имеет большое значение для других, но еще не востребовано ими, еще не принесло им конкретной пользы, такой результат на данный момент времени должен именоваться личным достижением в профессиональной деятельности. Помните, что вопрос о достижении касается уже полученного. Здесь важно не впадать в иллюзии, а объективно оценивать, чем действительно располагаете сегодня. В данном случае сегодня вы располагаете чем-то, что может помочь кому-то завтра. Ключевые словосочетания: «вы располагаете» и «может помочь кому-то». Несмотря на то, что подобные результаты работы относятся к категории личных достижений, для ваших потенциальных партнеров они могут оказаться важным конкурентным преимуществом.

Будем рады видеть в комментариях информацию о ваших профессиональных достижениях.


36. Поступающие на обучение вправе представить сведения о своих индивидуальных достижениях, результаты которых учитываются при приеме на обучение. Учет результатов индивидуальных достижений осуществляется посредством начисления баллов за индивидуальные достижения и (или) в качестве преимущества при равенстве критериев ранжирования списков поступающих.

Баллы, начисленные за индивидуальные достижения, включаются в сумму конкурсных баллов.

Поступающий представляет документы, подтверждающие получение результатов индивидуальных достижений. Для учета индивидуального достижения, указанного в Правил приема, не требуется представление таких документов.

37. При приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета приемная комиссия Университета ИТМО может начислять баллы за следующие индивидуальные достижения:

1) наличие статуса чемпиона и призера Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпиона мира, чемпиона Европы, лица, занявшего первое место на первенстве мира, первенстве Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, наличие золотого знака отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) и удостоверения к нему установленного образца;

2) наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием, или аттестата о среднем (полном) общем образовании для награжденных золотой медалью, или аттестата о среднем (полном) общем образовании для награжденных серебряной медалью;

3) наличие диплома о среднем профессиональном образовании с отличием;

4) осуществление волонтерской (добровольческой) деятельности (если с даты завершения периода осуществления указанной деятельности до дня завершения приема документов и вступительных испытаний прошло не более четыре лет);

5) участие и (или) результаты участия поступающих в олимпиадах (не используемые для получения особых прав и (или) преимуществ при поступлении на обучение по конкретным условиям поступления и конкретным основаниям приема) и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсах, физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, проводимых в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности;

6) оценка, выставленная приемной комиссией Университета ИТМО по результатам проверки итогового сочинения, являющегося условием допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.

38. При приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета поступающему может быть начислено за индивидуальные достижения не более 10 баллов суммарно .

39. Перечень индивидуальных достижений, учитываемых при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета при равенстве суммы конкурсных баллов устанавливается Университетом ИТМО самостоятельно.

40. Перечень учитываемых индивидуальных достижений и порядок их учета устанавливаются Университетом ИТМО в соответствии с Правил приема и указываются в правилах приема, утвержденных Университетом ИТМО самостоятельно.

2.ПЕРЕЧЕНЬ ОЛИМПИАД И ИНЫХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И (ИЛИ) ТВОРЧЕСКИХ КОНКУРСОВ, ФИЗКУЛЬТУРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ УЧАСТНИКОВ КОТОРЫХ УЧИТЫВАЮТСЯ ПРИ НАЧИСЛЕНИИ БАЛЛОВ

Поступающие на обучение в Университет ИТМО имеют право предоставить дипломы (сертификаты) нижеперечисленных олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий с начислением за них баллов за индивидуальные достижения по каждой позиции один раз.

Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов

Тип достижения Наименование Баллы
спортивные достижения Золотой значок ГТО, полученный в 10-11 классах 1
спортивные достижения Наличие статуса чемпиона и призера Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпиона мира, чемпиона Европы, победителя первенства мира, первенства Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, полученных в 10-11 классах 10
спортивные достижения Обладатель 4-10 мест на Олимпийских играх, Паралимпийских играх и Сурдлимпийских играх, чемпионате мира, чемпионате Европы, обладатель 2-10 мест на первенстве мира и первенстве Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, подтвержденных дипломом, или заверенным спортивной федерацией итоговым протоколом, или итоговым результатом на официальном сайте спортивной федерации, полученных в 10-11 классах 9
спортивные достижения Обладатель 1-5 мест на Чемпионате, Кубке и Первенстве Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, подтвержденных дипломом, или заверенным спортивной федерацией итоговым протоколом, или итоговым результатом на официальном сайте спортивной федерации, полученных в 10-11 классах 6
спортивные достижения Обладатель 1-5 мест на Чемпионате, Первенстве субъекта Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, подтвержденных дипломом, или заверенным спортивной федерацией итоговым протоколом, или итоговым результатом на официальном сайте спортивной федерации, полученных в 10-11 классах 3
наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием или диплома о среднем профессиональном образовании с отличием Аттестат о среднем общем образовании или диплом о среднем профессиональном образовании с записью об отличии 3
осуществление волонтерской (добровольческой) деятельности Книжка волонтера или справка об участии с записью о деятельности суммой не менее 10 часов и не менее, чем на двух мероприятиях, проводимых некоммерческими организациями 1
итоговое сочинение в выпускных классах Зачет 1
Всеукраинская олимпиада 10
Всебелорусская олимпиада Диплом победителя или призера 10
Всероссийская олимпиада, полученная в 10 или 11 классе Диплом победителя или призера III этапа (региональный этап) по математике, или физике, или астрономии, или информатике, или химии, или биологии, или обществознанию, или иностранному языку, или экономике 8
Международная математическая олимпиада (IMO) Диплом участника 10
Международная олимпиада по физике (IPhO) Диплом участника 10
Международная олимпиада по информатике (IOI) Диплом участника 10
Всероссийская командная олимпиада школьников по программированию Диплом победителя или призера в составе команды 10
олимпиада из списка Российского совета олимпиад школьников, подтвержденная 60 баллами по профильной дисциплине и полученная в 7-9 классах Диплом победителя или призера профильной олимпиады 2
олимпиада из списка Российского совета олимпиад школьников, подтвержденная 60-74 баллами по профильной дисциплине и полученная в 10 или 11 классе 3
олимпиада из списка Российского совета олимпиад школьников, подтвержденная 75 баллами по профильной дисциплине и полученная в 10 или 11 классе, не учитываемая при поступлении без вступительных испытаний, не позволяющая засчитать 100 баллов за ЕГЭ по профильной дисциплине Диплом победителя или призера профильных олимпиад за 2018, 2019, 2020 года 5
Выписка из решения оргкомитета Международной олимпиады Университета ИТМО по математике 10
олимпиады и конкурсы, организованные Университетом ИТМО Выписка из решения оргкомитета Международной олимпиады Университета ИТМО по информатике 10
олимпиады и конкурсы, организованные Университетом ИТМО Диплом победителя/призера Конгресса молодых ученых Университета ИТМО, полученный в 10-11 классах 5
олимпиады и конкурсы, организованные Университетом ИТМО Диплом победителя/призера Балтийского научно-инженерного конкурса, полученный в 10-11 классах 7
олимпиады и конкурсы, организованные Университетом ИТМО Диплом победителя/призера Конкурса докладов Летней школы лазерных технологий, полученный в 10-11 классах 5
олимпиады и конкурсы, организованные Университетом ИТМО Диплом победителя/призера конкурса социальных проектов учащихся школ "Ты нужен людям", полученный в 10-11 классах 2
олимпиады и конкурсы, организованные Университетом ИТМО Диплом победителя/призера Международного конкурса по маркетингу «BigGame by Marketoruim. Секция Junior», полученный в 10-11 классах 2
действующий международный языковой сертификат (уровень не ниже Advanced/C1) TOEIC, TOEFL (CBT 250-263; IBT 100-107), IELTS (от 7.0), Cambridge (CPE, CAE), TestDAF (TDN 4 и TDN 5), ZOP, KDS, GDS, Goethe Zertifikat C1/С2, DSD II, ZMP, DALF, TCF, DELE, HSK 5, HSK 6 3
инженерно-конструкторская школа «Лифт в будущее» 3
Сертификат победителя финального этапа, полученный в 10-11 классах 3
Конкурс «IT ШКОЛА выбирает сильнейших!» Сертификат призёра финального этапа, полученный в 10-11 классах 2
Конкурс «IT ШКОЛА выбирает сильнейших!» Сертификат участника финального этапа, полученный в 10-11 классах 1
конкурс «Начни IT» Диплом победителя/призера, полученный в 10-11 классах 3
олимпиада «ИТМО Вконтакте» и Олимпиада «Вконтакте» Диплом победителя или призера 10
всемирная Робототехническая Олимпиада (WRO) Диплом победителя/призера, полученный в 10-11 классах 10
Robocup Диплом победителя/призера, полученный в 10-11 классах 8
РобоФест Диплом победителя/призера, полученный в 10-11 классах 8
Конкурс эссе для иностранных граждан Победитель 5
форум «Проектория» Сертификат победителя 2
ITMO.STEP Диплом победителя/призера, полученный в 10-11 классах 2
Всероссийский конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы» Призёр (участник научно-технологической образовательной программы «Большие вызовы») 5
ЦифRU Сертификат о прохождении обучения на онлайн-платформе «ЦифRU» с указанием не менее 5 модулей 5
Конкурсы проектов всероссийских или международных проектных школ и хакатонов «Практики будущего» Кружкового движения Национальной технологической инициативы Победитель или призёр 1
Nord School CTF-2019 Диплом победителя очного тура 4

Резюме - это краткий документ, который характеризует вас и ваши профессиональные навыки.

При составлении такого важного документа, обязательно пишите только правду. Не стоит себя возводить на пьедестал. Оно должно быть грамотным, четким и лаконичным. Позаботьтесь о внешнем виде, придерживайтесь официальному стилю.

Объем текста 1-2 листа, не более. Напечатайте доступным шрифтом для чтения, выделите важные моменты и обязательно прикрепите фото. Что касается фото, то оно должно выглядеть примерно как на паспорт. Выберите подходящее фото, с подходящей формой одежды, во весь рост необязательно (если только стоит обязательным пунктом работодателя), фон фотографии желательно нейтральный. Без лишнего пафоса, вы устраиваетесь на работу, всегда помните об этом.

Какую информацию необходимо указать в резюме

Резюме должно быть структурированным и существует примерный план составления. Ниже приведён пример, старайтесь придерживаться его.

  1. Личные данные;
  2. Образование;
  3. Опыт работы;
  4. Трудовые навыки;
  5. Достижения;
  6. Владение ПК;
  7. Персональные качества;
  8. Дополнительная информация/

Давайте подробно рассмотрим каждый пункт.

1. Личные данные - что должно быть в этом разделе?

  • ФИО - полностью пишите фамилия, имя, отчество.
  • Дата рождения - укажите числа, месяц и год рождения полностью (пишите цифрами).
  • Адрес проживания - лучше указать город и район проживания, в целях личной. конфиденциальности т. к. вы размещаете еще на интернет-портале.
  • Номер телефона - пишите свой мобильный номер, для быстрой связи с вами.
  • Электронная почта - если вы сами делаете рассылку своего резюме, к вам на почту приходит ответ.
  • Семейное положение - замужем/женат, холост/не замужем, если есть дети и какого года рождения (необязательно, но желательно).

Пример:

Иванова Иванна Ивановна

Цель резюме: соискатель должности инспектор отдела кадров

фото Дата рождения: 19.11.1977 г.р.

Адрес проживания: г. Ростов-на-Дону, ул. Ленина, 5, кв. 37.

Номер телефона: +7834764368

2. Образование - в этом пункте укажите какое у вас образование. Если несколько, то укажите их по порядку. Обязательно дату поступления, дату окончание, название учебного вуза, факультет, специальность и полученную квалификацию.

Пример:

2007–2009 гг. Донецкий Национальный Технический Университет

Факультет: переподготовки кадров

Специальность: экономист

Квалификация: специалист

1995–2000 гг. Донецкий Национальный Университет

Факультет:

Специальность: психолог

Квалификация: специалист

3–4 Опыт работы, трудовые навыки - следует кратко изложить трудовую книжку.

  • Дату поступления и дату увольнения с занимаемой должности (статья по которой с вами расторгли трудовой договор);
  • Название предприятия, фирмы;
  • Занимаемая должность;
  • Переводы, назначения, повышение категории (очень важно, можно проследить карьерный рост).

После того как указали должность, немного опишите трудовых обязанностей.

Многие рекомендуют не писать трудовые обязанности, если вы претендуете на должность. Но лучше написать, в каждой компании принцип работы один, но разные должностные обязанности. Работодатель должен изначально видеть, чем вы занимались. Для лучшего восприятия вашего резюме опыт работы и трудовые навыки объединить в один пункт.

Пример:

01.04.2005–01.08.2012

(7 лет,4 мес.) ООО «Феникс»

Причина увольнения: ст 38 КЗоТ Украины- собственное желание.

Начальник отдела кадров:

Ведение кадрового делопроизводства (прием, увольнение, перевод, отпуск, составление штатного расписания);

Ведение карточек Т2.

5. Достижения - этот раздел очень важный. Если предыдущая часть резюме шаблонная, тот тут следует постараться. Отразите все заслуги, которые вы добились на предыдущем месте работы. Работодатель хочет видеть результат вашей работы. Опишите конкретные данные и желательно подтвердить цифрами.

Только помните, чтоб информация содержала коммерческую тайну предыдущего места работы. Если вы делитесь такой информацией, не указывайте точные данные. И больше конкретики. Не пишите: обеспечение, повышение, внедрение- это наводит на мысль, что вы только собирались это сделать и вас уволили.

А если напишите: обеспечил, повысил, внедрил и при этом еще подтвердите в процентном соотношении, то вашей личностью заинтересуются больше. На лицо ваши результаты. Следовательно, вас можно охарактеризовать результативным и целеустремленным человеком.

Пример достижений лучше привести за последние место работы или предыдущее, но не пишите десятилетней давности.

Важно писать достижения, которые вы достигли по вашей профессии. Не пишите успех главного бухгалтера, если работали экономистом. Бывают случаи, когда хотите сменит род деятельности, тогда необходимо свои победы максимально приблизить к новым целям карьерного роста.

Есть такие профессии, где нет выдающихся заслуг перед предприятием. Работник ежедневно выполняет монотонную однообразную работу, тогда зарекомендуйте себя как надежный и ответственный исполнитель.

Если вы только окончили высшее учебное заведение, и естественно, у вас нет достижений, то не претендуйте на высокооплачиваемую работу. Многие молодые специалисты думают, что они «все умеют» после окончания вуза.

Не хватайте звезд с неба, ваше достижение-стремление учится и повышать уровень знаний.

  1. Увеличила объемов реализации продукции на 15%;
  2. Увеличила маржинальную прибыль на 15%;
  3. Привлекла потенциальных клиентов и добилась положительного отношения к нашей компании. Зарекомендовала статус надежного партнера. Сфера продаж: Обучил и поделился опытом с о методиках успешных продажах;
  4. Разработал план эффективных продаж, за счет чего, продажа увеличилась на 24%.

Административная должность:

  1. Прошла путь от секретаря до регионального директора;
  2. Разработала комплексный план развития филиала;
  3. Организовала филиал с нуля и вывела на достойный уровень прибыли.

Технические специальности:

  1. Обеспечил информационную безопасность;
  2. Организовал работу отдела;
  3. Разработал регламентирующие документы по информационным технологиям.

6. Владение ПК. В этом разделе не пишите - опытный пользователь. На сегодняшней день практически все владеют навыками ПК. Опять следует быть конкретным. Опишите, с какими программами, офисными приложениями, системами вы работаете. Обязательно опытный ли вы пользователь Интернета, сейчас очень часто работают через электронную почту, работа в соцсетях и прочее.

Пример:

Опытный пользователь: MS Office (Word, Exсel, Power Point, Access, Outlook), навыки работы с интернетом (Internet Explorer, Opera, Mozilla Firefox) и электронной почтой (Outlook Express), графическими редакторами (Photoshop, CorelDRAW), профессиональные программы: CRM, BSCS, SAP, 1С:Предприятие 7 и 8. Знание операционных систем Windows и Linux.

7. Персональные качества. Тут что вы ни напишите, все качества хороши. Особо ценятся: ответственность, пунктуальность, бесконфликтность, коммуникабельность, исполнительность, аккуратность. Любой набор из таких качеств характеризует вас с положительной стороны.

Но чтобы вы не написали, придя на собеседование, менеджер по кадрам с первого взгляда определит ваши качества. А иногда и для вас сделают открытие. Поэтому при составлении персональных качеств, учтите мнение окружающих и для каждой профессии есть свои качества.

Пример:

Помощник руководителя: Аккуратность, внимательность, приятная внешность, коммуникабельность, грамотная речь. Оператор: Грамотная речь, стрессоустойчивость, пунктуальность, ответственность.

Продавец-консультант: Доброжелательность, коммуникабельность, желание зарабатывать, высокая стрессоустойчивость.

8. Дополнительная информация. Тут можно написать информацию, которая сделает акцент на профессиональную деятельность. Не перечисляйте личные качества, профессиональные навыки, все это изложено выше. Можете упомянуть о владении языками, водительское удостоверение.

Что касается хобби, то на данный момент - это очень спорный вопрос. Некоторые считают, что хобби не влияет на профессиональные качества. Давайте рассмотрим это вопрос.

Если вы совсем молодой специалист, то графа «Хобби» спасет ваше резюме. Не стоит писать общими фразами, проявите индивидуальностью. Поэтому пишите увлечения, которые связаны с профессиональным образованием.

Чтобы ваше резюме отличалось от других, напишите увлечения, которые подчеркивают характер, устремление, упорство. Итог, следует писать хобби, но крайне осторожно.

Пример:

Дополнительная информация:

Владение иностранными языками: Английский, русский, украинский свободно, испанский, немецкий со словарем. Водительское удостоверение: Категория В., стаж вождения 10 лет.

Увлечения: вышивка бисером, шахматы, спорт.

Давайте разберем пример увлечение выше:

  • Вышивка бисером, очень кропотливая и скрупулезная работа, значит, к работе будет подходить серьезно и аккуратно;
  • Шахматы - стратегическое мышление;
  • Спорт - спортивный здоровый сотрудник.

Резюме - это искусство. Поэтому мы надеемся, что наша инструкция по составлению, поможет вам в достижении поиска успешной работы.


Новые социально-политические и экономические условия развития общества, востребовавшие от своих граждан проявления активности, инициативности, ответственности и риска, актуализировали проблему раскрытия индивидуальности, как социально ценной в своей неповторимости составляющей общей ментальности народа.

Индивидуальность

В многостороннем научном наследии Б.Г.Ананьева большое внимание было уделено проблемам индивидуальности, ее природе, месте в структуре личности, индивидуальным различиям и др. Его понимание индивидуальности в значении "закрытой" системы, в рамках которой внутренне взаимосвязываются и регулируются в неповторимой гармонии своих частей свойства индивида, субъекта различных деятельностей и личности с ее многоплановыми ролями, было созвучно идеям В.М.Бехтерева и С.Я.Рубинштейна.


Индивидуальность развивается из неповторимости и своеобразия морфологических, физиологических, психофизиологических свойств индивида, проявляющихся в способностях, разуме, чувствах, побуждениях, воле, характере. На основе природной неповторимости индивидуальности в результате онтогенетического самораскрытия субъектности индивида, целенаправленной (сознательной и неосознаваемой) работы "души" формируется психическая индивидуальность. В сложном взаимодействии внутреннего и внешнего мира, природного и социального создается определенное взаимосоответствие тенденций и потенций человека, кристаллизуются индивидуально своеобразные черты самосознания и "Я-концепции", как ядра индивидуальности и личности. Во внутренний мир личности Б.Г.Ананьев включал комплексы ценностей (жизненные планы и перспективы, глубокие личностные переживания), определенные организации образов ("портретов", "пейзажей", "сюжетов") и концептов, притязаний и самооценок. Степень насыщенности и напряженности деятельности внутреннего мира (переработка жизненного опыта, устойчивость собственных позиций и убеждений, пути самоопределения) является показателем духовного богатства индивидуальности, а ее жизненный путь - показатель уровня творчества и активности самовыражения. По мысли Б.Г.Ананьева, если принять, что личность - "это вершина всей структуры личностных свойств, то индивидуальность - это глубина личности и субъекта деятельности".

Индивидуальность и субъектная психическая активность

В настоящее время в связи с фундаментальной разработкой понятия "субъект психической активности" (К.Абульханова-Славская, А.Брушлинский, В.Слободчиков, В.Татенко и др.) проблемы раскрытия индивидуальности стали изучаться через механизм интенсивности и направленности субъектной психической активности человека. В этом аспекте исследований выработался теоретический подход, в соответствии с которым быть индивидуальностью - это иметь сформированное, зрелое "ядро субъектности", а быть субъектом - значит быть творцом своего жизненного пути.


Субъектная психическая активность, как внутренний творец индивидуальности, формирует неповторимую картину внутреннего мира, связанную с особенностями всех компонентов самосознания и структуры Я, и такую же субъективную картину мировосприятия и отражения мира. Поэтому влияние природной, социальной и воспитывающей среды, как правило, избирательно воспринимается индивидуальностью: какая-то информация совпадает с психологическими установками, целями, мотивами индивида, стимулируя развитие индивидуальности в определенном направлении. Иная внешняя информация или влияние не соответствуют внутренней ориентации индивида и потому оставляют его безразличным или вызывают внутреннюю реакцию сопротивления, не внося каких-либо изменений в развитие. Одним из ведущих свойств индивидуальности является ее способность сохраняться и саморазвиваться вопреки внешним влияниям, и в этом проявляется автономность ее внутреннего "замкнутого контура". Именно спонтанный характер проявления субъектной активности придает индивидуальности способность к своему сущностному, свободному и творческому самовыявлению на основе природных потенций.

Развитие индивидуальности

Обращаясь к развитию индивидуальности, В.А.Татенко выделяет два типа субъектных процессов, отражающих онтогенетическую динамику субъекта психической активности: процесс самодвижения и процесс саморазвития. Процесс самодвижения отражает онтогенетическую динамику субъектной активности в функционально-генетическом плане, который побуждает к самоосуществлению как возможности. В процессе самодвижения отсутствует разделение на цели и средства, причинно-следственные детерминации. Направляет этот процесс субъектный механизм самораскрытия на основе внутренних условий родовой программы развития. Самодвижение на определенной стадии онтогенеза становится внутренней причиной саморазвития. В нем уже сложилось ядро субъектной активности как механизм самораскрытия и операциональная система как способ саморазвития. Субъект, обусловливая развитие собственной психики, ядерным элементом которой он же сам и является, опосредованно влияет сам на себя.


Механизм саморазвития разворачивается на неосознаваемом и осознаваемом уровнях. С первого начинается саморазвитие психики плода от момента зачатия и внутриутробной жизни и длится до этапа достижения достаточной зрелости "ядра субъективности", способности к рефлексии и произвольной эмоционально-волевой саморегуляции. "Ядро субъективности", по определению В.Чудновского, есть средоточие внутренней активности, которая по мере созревания определяет весь процесс становления личности и ее внутреннего мира.


По мере созревания на соответствующих этапах онтогенеза субъекта психической активности неосознаваемый уровень саморазвития начинает вытесняться и в большей степени замещаться сознательным, целенаправленным личностным самотворчеством. Эти две формы саморазвития осуществляются на протяжении всего онтогенеза человека, вырабатывая механизмы адаптации к изменениям условий жизни, возрасту, социальным ролям и функциям. Субъект психической активности, помимо развертывания психических функций и новообразований в период роста и созревания индивида, постоянно ориентирован на поддержание психического мира индивидуальности и личности в ее социально-психологическом аспекте: обеспечение внутренней непротиворечивости "Я-концепции", избегание когнитивного диссонанса путем построения психологических защит или напряженной сознательной внутренней работы в направлении изменения иерархии потребностей, ценностных ориентаций, мотивационной сферы, желаний, стремлений в соответствии с реальными возможностями жизни.


Сознательный уровень саморазвития представлен в человеческой психике сложной операциональной структурой, которая реализуется через механизмы самопознания, практически охватывающие все познавательные процессы и механизмы их взаимодействия. В целом же саморазвитие со всеми его компонентами и формами осуществляется с помощью механизмов самодеятельности, включающих процессы самоопределения, целеполагание, выбор средств, принятие решения, оценивание, исполнение, анализ результатов достигнутого.


Индивидуальные различия в показателях интенсивности и направленности субъектной активности определяют различия в личностном саморазвитии. Можно допустить, что уровни интенсивности субъектной активности играют ведущую роль на психофизиологическом уровне структуры личности в плане влияния на скорость сенсомоторного реагирования, уровни чувствительности, психический темп, устойчивость концентрации внимания, действий, проявленность свойств темперамента, т.е. во всем том, что связано с психодинамикой.


Направленность субъектной активности в процессе саморазвития на разных этапах онтогенеза несет определенную смысловую нагрузку и влияет на качественные характеристики саморазвития, способствует развитию новых качеств, разворачивает содержательную картину психических новообразований, насыщает конкретным содержанием "ядро субъектности". Направленность субъектной активности придает процессу саморазвития индивида неповторимость и избирательность путей жизнетворчества, в основе которых лежит внутренняя картина мира.


Субъектность как фундаментальное свойство индивидуальности и личности первично формируется на основе внутренней направленности психической активности на процесс саморазвития, но позднее, по мере того, как она очерчивается в формах сознания, самосознания, рефлексии, эмоционально-волевого созревания. Она начинает сама направлять пути развития индивидуальности и личности.


Соотношение интенсивности и направленности саморазвития на уровне самосовершенствования характеризует значимость этой работы для индивидуальности и ценность личности в социуме. Развитая субъектность говорит о том, что все формы развития и уровни жизнедеятельности являются следствием внутренней работы индивида в форме целеполагания, целеустремленности, ответственности, инициативы, результатом субъектного анализа и соотношения "Я-концепции", "Я-реального" и "Я-идеального". Субъективное выделение мотивов, целей и смыслов превращает "потенциальные миры" индивидуальности в реальность. Развитие индивидуальности - это прежде всего саморазвитие индивида, нуждающееся в спонтанности, свободе, и содействовать ему можно только путем создания благоприятных условий раскрытия внутренней сущности на соответствующих этапах онтогенеза индивида.


В каком бы направлении ни возникала задача саморазвития, для индивидуальности типичной остается потребность быть самой собою, не стремиться к похожести на других, готовность найти свою колею и продвигаться ею в жизни. Путей для этого человечеством наработано много, но все они своей основой имеют некий сформулированный личностный смысл и концентрацию субъектной активности на его реализации. Практически это осуществляется путем активизации внутреннего психологического механизма совершения поступка как свободного выбора жизненно значимого действия: пробуждения потребности в самоизменении, формирования на ее основе мотива и цели саморазвития, выбора способов достижения результатов (систем, методов, методик), самоорганизации в пространстве и времени для их проработки и включения в свою жизнедеятельность как нового способа существования и, наконец, поэтапная оценка достигнутых результатов с чувством удовлетворения или неудовлетворения собой (В. Татенко).


Логика процесса саморазвития индивидуальности особая. Главная проблема состоит в том, чтобы, социализируясь, усваивать нормативное поведение общества и в то же время не утрачивать своего своеобразия. Именно это отметила Дж.Рейнуотер, говоря о том, что внутренние изменения совершаются с человеком тогда, когда он становится сам собой, а не тогда, когда он стремится быть, как другие.


Быть самим собой - значит быть своей сущностью, а сущность и личность относятся к разным психическим инстанциям, по определению А.Б.Орлова. Личность возникает и формируется в области предметного мира, существует в плане феноменов, тогда как сущность локализована на полюсе субъект-объектного взаимодействия, не имеет атрибутов и осуществляется в плане ноуменов, бытия.


Раскрытию субъектного потенциала индивидуальности помогают мировые системы эволюционного саморазвития, характеризующиеся целостностью и многогранностью влияния на уровень сознания и самосознания человека. Прежде всего эти системы выстраиваются на определенных философских и религиозных основах, устанавливающих модели моральных отношений к обществу, труду и людям.


Обязательной составляющей систем самосовершенствования являются правила психогигиены, которые дополняют методику психофизического развития рекомендациями по образу жизни, питанию, режиму дня, очищению организма и др. В правила психогигиены включается обучение правильному, здоровому мышлению, поскольку однозначно признается, что содержание и качество мыслей обусловливают состояние психофизического здоровья.


Каждая система имеет свои методы обучения управлению психической энергией, регуляцией субъектной активностью. Но при всем многообразии систем саморазвития в них есть общее, что можно отнести к закономерности. Речь идет об усиленной тренировке ряда психических процессов и состояний, определенный уровень развития которых является обязательным условием для результативности актуализации субъектного потенциала человека.


Одним из путей признается сознательная направленность субъекта психической активности на развитие представлений, которыми сопровождается выполнение любого психофизического упражнения. Идет развитие яркой образности и соответственно образного мышления как пускового механизма психической саморегуляции.


Второй важной составляющей психотренингов является выработка способности к достижению высокого уровня концентрации внимания на любом произвольно выбранном объекте и на уровне всех анализаторных систем (зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой, кинестетической и др.). Особое внимание уделяется выработке дисциплины ума с помощью различных приемов контроля за ходом мыслей и остановки их потока в сознании, достижения состояния "внутренней тишины" (медитативные практики). Названные психические процессы можно считать внутренними условиями раскрытия субъектного потенциала индивидуальности. Так развиваются способности к программированию психических и физических функций.


Говоря о пользе для общества создания условий развития индивидуальности, правомерно поставить вопрос о социальной престижности и социальной защите индивидуальностей. Это проблема как психологическая, так и социальная. Психологический аспект ее состоит в том, что в системе воспитания с раннего возраста и на протяжении жизни человека должны прививаться уважение и терпимость к "непохожести", "необычности" индивидуальности в различных ее проявлениях, не переходящих моральные и правовые нормы общества. Важно понимать, что оригинальность образа жизни, поведения и мышления может быть проявлением новаторства, идеи могут опережать время или быть ценным дополнением существующих правил. И вообще, каждый человек является индивидуальностью, только с разным уровнем ее развития и проявления своей субъектности. Субъектность индивидуальностей стимулирует к совершению поступков, порождает героев, вождей, пассионариев, творческий потенциал народов.


История показывает, что взаимоотношения индивидуальностей с обществом и государством бывают сложными и конфликтными. На государственном уровне управление ориентировано на "народные массы", т.е. "среднестатистическую личность", на которую рассчитываются все влияния и мероприятия. На уровне личности поведение человека регламентировано всей системой социально-психологического взаимодействия (социальными ролями, статусом, позицией, референтной группой) и определяется, по К.Юнгу, законами "коллективной психики".


Но индивидуальность руководствуется своим отношением к коллективным процессам, отождествление с которыми ведет к ее подавлению, а нереализованная субъектная активность, уже насыщенная социальным содержанием, может обусловливать развитие непродуктивных или деструктивных форм поведения человека.


Роли индивидуальностей в развитии народов, этносов и государств посвятил свои труды Л.Н.Гумилев. Ярко выраженную субъектную активность индивидуальности он назвал пассионарностью - способностью быть энергичной, высоко привлекательной персоной, одержимой какой-то новаторской, часто патриотической идеей. Такая высокая активность индивидуальности, которая не подчиняется законам коллективной психики и несет новую идею, способна поднимать и вести за собой народы, разрушать и создавать государства, совершать перевороты и революции или же явить миру творческого гения. Пассионарии стремятся изменить окружающий мир и делают это нередко ценой собственной жизни.


Итак, развитие индивидуальности - это сложный и трудный путь самораскрытия, который происходит на протяжении всей жизни человека. Развить и сохранить свою индивидуальность - это значит пройти путь индивидуации, стать отдельным существом в своей уникальности, стать собственной самостью и самоосуществиться в жизни.