Чем левши отличаются от правшей особенности. Ученые нашли новые различия в умственных способностях левшей и правшей. Это сломало босса мафии. Почему Аль Капоне в тюрьме стал уборщиком

Левша – человек-загадка?

Человеческий организм – большая загадка для самого же человека.

Кто такой левша? Это человек, у которого доминирует правая половина головного мозга.

Обычно доминирует какая-либо половина мозга, при этом происходит перекрещивание, т.е. правой половиной человеческого тела управляет левое полушарие, а левой – правое. Ученые выделили степени доминирования: сильно выраженная (“стопроцентный” правша или ярко выраженный левша ) и слабо выраженная (может быть 1-2 признака “левшества” – ведущий левый глаз и левое ухо, но ведущая рука – правая).
А люди, так казываемые амбидекстры , у которых одинаково работают оба полушария , они одинаково хорошо владеют обеими руками, ушами, глазами, т.е. парными органами. Таких людей немного, но, по исследованиям ученых, их количество постоянно растет.

Как же выяснить, к какому типу относится человек? Далее приведу тесты, а пока – общие характеристики.

Если человек – “стопроцентный” правша, у него наблюдаются следующие признаки:

  • Пишет и выполняет большинство действий, особенно сложных, правой рукой
  • Трубку телефона прикладывает к правому уху
  • Ведущие глаз, ухо – правые
  • Ведущая нога тоже правая (она толчковая, с нее человек начинает идти)
Если же хоть один из этих признаков имеет зеркальное отражение (при ведущей правой руке лучше слышит левое ухо, например) – это более (или менее) выраженный левша . Таких людей ученые называют “скрытыми левшами” .

Ученые, проводившие исследования по выявлению явных и скрытых левшей, выяснили, что таких людей – 62% ! Т.е. больше половины здоровых людей! Хоть у разных исследователей процентное соотношение левшей-правшей несколько отличается, все равно получается, что левши составляют около половины общего населения.

Большинство людей являются “частичными” левшами (т.е. ведущая рука – левая, а ведущий глаз, например, правый).

У маленьких детей скрытая леворукость, явные признаки ведущего правого полушария наблюдаются гораздо чаще, чем у взрослых. Также часто дети одинаково хорошо владеют и левой, и правой руками, т.е. являются амбидекстрами . Считается, что до года закладывается основа развития мозга, а ведущее полушарие формируется к 6-7 годам, но уже в 4 года можно уверенно сказать, какая рука у малыша ведущая.

Ученые выделили несколько причин возникновения леворукости у детей (хотя они полностью не доказаны и спорны):

  • Родовой стресс (наличие не менее 2х неблагоприятных факторов, среди которых малый вес новорожденного, слишком быстрые или затянувшиеся роды, применение инструментов родовспоможения, асфиксия у новорожденного и т.д.)
  • Особенности воспитания (когда взрослые перекладывают ложку в “правильную” руку, наказывают за проявления леворукости)
  • Передается генетически по наследству, причем это может произойти через поколения.
Гена, отвечающего за левшество (правшество) пока не найдено. И на вопрос “Откуда берутся левши?” нет точного ответа.

За что “отвечают” полушария?

Левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое, абстрактное мышление. Отвечает за речь (примерно 50% по последним исследованиям).

Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно (т.е. левши и амбидекстры при тестировании справляются с заданиями быстрее). Принимает участие в адаптационных процессах. Отвечает за эмоции, интуитивные способности, “помогает” понимать юмор, отвечает за пространственно-зрительные функции (ориентация на местности). Очень музыкально, чутко реагирует на интонацию. Отвечает за образное мышление, воображение, творческие способности.

Любая деятельность “делится между полушариями мозга так, что одни этапы выполняются правым, а другие – левым, т.е. полушария головного мозга работают в тесном взаимодействии, дополняют друг друга.

Какие проблемы возникают у детей–левшей и амбидекстров (оба полушария работают одинаково).

Обучение письму, грамоте рассчитано на праворуких детей, жесткие требования (класть тетрадь горизонтально с небольшим наклоном, держать ручку определенным образом, т.д.) мешают детям неправшам полноценно развиваться, нарушается усвоение информации, происходит нарушение почерка, возникают грамматические ошибки.

Часто дети в начале освоения навыков письма изображают буквы, цифры зеркально (“Е” и “З”, “6” и “9”, т.д.) Это говорит о том, что у ребенка еще не сформировалось окончательно распределение функций полушарий, со временем ошибки исчезнут, бояться их и бороться за “правильность” не стоит.

Обычно такие дети хорошо рисуют, одарены музыкально, а вот с письмом и чтением примерно лет до 9и (у каждого индивидуально) возникают проблемы.

Часто у левшей происходит задержка речевого развития, неправильное произношение звуков, но и это проходит по мере взросления.

Левши часто не любят точные науки, но не из-за того, что им неинтересно или сложно. Просто обучение в школе строится с учетом особенностей восприятия правшей, в леворукие дети несколько по-другому усваивают учебный материал.

У таких детей хорошо развита интуиция, образное мышление, а вот логика “хромает”.

Не переучивайте ребенка- левшу! И не позволяйте этого делать другим взрослым (учителям, воспитателям, родственникам)!

У детей-левшей, которых упорно переучивали, развивается невроз, вот некоторые его проявления:

  • Нарушения сна
  • Нарушения аппетита
  • Головные боли
  • Боли в животе
  • Страхи
  • Дневной и ночной энурез
  • Заикание
  • Тики, навязчивые движения
  • Повышенная возбудимость, раздражительность
  • Укачивание в транспорте
  • Повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам
  • Длительное беспокойство, неусидчивость
  • Вялость, заторможенность
  • Ухудшение зрения
  • Бронхиальная астма, аллергические реакции
Наиболее часто у детей-левшей школьного возраста наблюдается астенический невроз. Его признаки: повышенная утомляемость, резкое снижение работоспособности, ребенок может продуктивно и активно работать только на первых двух уроках, затем усиливается двигательная расторможенность. Дети постоянно жалуются на усталость, они вялые. Приготовление уроков затягивается, повторное переписывание только ухудшает качество работы.

Невроз не проходит сам собой, здесь необходима помощь специалиста.

Что делать, если ребенка уже пытались переучивать или переучили, и теперь левша вынужден писать правой рукой?

Не торопитесь сменить руку, особенно если переучивание началось задолго до школы и ребенок уже учится в школе, пользуясь в основном правой рукой. В таком солучае придется смириться с некоторым отставанием общего развития, как правило, после 1го класса все налаживается (при отсутствии давления со стороны взрослых).

Но в ситуации, когда ребенок упорно работает левой рукой несмотря на переучивание, разрешение ее использовать может снять многие проблемы.

Если ребенка переучивали, он пользуется правой рукой, но еще не учится в школе или только начал обучение, смена руки также приведет к решению и предупреждению многих проблем.

ЛЕВША, ПРАВША ИЛИ АМБРИДЕКСТР?
(тесты)
Тестируется один ребенок, чтобы исключить “обезьянничанье”. Тесты проводятся несколько раз с временными промежутками (особенно с детьми), и на основе совокупных результатов делается вывод.

  1. Переплетите пальцы рук в “замок”. Если сверху оказался палец правой руки – признак правши.
  2. Примите позу Наполеона (руки скрещены на груди). Рука, которая оказалась сверху – ведущая.
  3. Аплодирование. Правши хлопают правой рукой по неподвижной левой ладони, левши –наоборот. Дети обычно аплодируют обеими ладошками, поставленными параллельно друг другу – признак амбидекстра, тоже относится и ко взрослым, аплодирующим обеими руками.
  4. Человек обычно жестикулирует ведущей рукой.
  5. Испытуемому дают 2 карандаша, завязывают глаза и просят нарисовать два круга или квадрата. Рисунок, выполненный ведущей рукой, получается аккуратнее, при этом движения ведущей руки м.б. медленнее, зато более точными, меньше дрожания, линии более четкие, углы не сглажены. Малыш может тоже попробовать выполнить это задание с открытыми и с закрытыми глазами.
  6. Если ребенок уже умеет писать, попросите его написать свое имя одновременно обеими руками с открытыми или с закрытыми глазами. Как правило, левши ставят обе руки в центр листа и начинают писать правой рукой слева направо, а левой – справа налево. С закрытыми глазами левши пишут свою фамилию в зеркальном, а с открытыми как обычно.
  7. Ребенку предлагается несколько коробков. Задание: “найди спичку в одной из коробочек”. Ведущая та рука, которая совершает активные действия (открывает, закрывает, достает и т.д.)
  8. Вырезание ножницами. Аккуратнее получается ведущей рукой.
  9. Чтобы выявить ведущую ногу, последите, как сидит человек, если при закидывании нога на ногу сверху оказывается правая – она ведущая. При ходьбе ведущая нога делает более широкий шаг.
  10. Чтобы определить ведущий глаз, предложите ребенку посмотреть в маленькую дырочку (в фотоаппарате, в листе бумаги, т.д.) Первым делом к отверстию прикладывается ведущий глаз.
Амбидекстры, выполняя тесты, дают разнобой. Такие люди могут писать правой рукой, слушать левым ухом, есть левой рукой и т.д.

В современном мире люди, использующие для основных действий левую руку, встречаются часто. Стоит заметить, ещё менее века назад их было гораздо меньше. Как объяснить происходящее? Дело в том, что количество левшей не увеличилось, просто раньше таких людей вынуждали «переучиваться» ещё в детском возрасте. Считалось, что подобная редкая особенность неприемлема для общества. Кроме того, многие родители связывали «леворукость» с проблемами в воспитании (вовремя не научили использовать «правильную» верхнюю конечность). В данный момент мнение об этом существенно изменилось. На сегодняшний день известно, что употребление пищи или письмо левой рукой - это нормально. Так считают не только большинство родителей, но и врачи.

Левши более склонны к алкоголизму

День левых - хороший повод для спасения некоторых из самых странных, двусмысленных, случайных и болезненных исследований о них. Спасение работы психолога Пола Бакана в 70-е годы о перевоспитании алкоголизма, которое классифицировалось как «случайное» или «случайное» обстоятельство, что 7 из его 47 алкогольных пациентов были левшами или что то же самое, процент разумно более 10%, которые они представляют в обществе. В последующие годы они пытались сделать из этого вид мифа, избегая ярлыка «случайного» во рту.

Почему одни люди пишут правой рукой, а другие левой?

На первый взгляд люди, чаще использующие левую верхнюю конечность, точно такие же, как и «праворукое» население. Однако это не совсем так. и почему? Ответ на этот вопрос появился не так давно, с тех пор как изучением данного феномена занялись учёные-неврологи. Прежде чем понять, в чём разница, необходимо выяснить причину, по которой одни люди чаще используют правую руку, а другие - левую. К факторам следует отнести:

Снежок, который все больше становился в контексте левого существа, был причудливым. Билл Клинтон только выпил, когда ушел с плохими компаниями. Годы спустя Кевин Денни потрудился провести амбициозное исследование, которое пыталось устранить все возможные ошибки предыдущих, избегая небольших образцов исследования. После изучения поведения, 000 человек из 12 стран пришли к выводу, что правда в том, что левши не склонны к алкоголизму, но чаще пьют. И нет, «результаты не подтверждают идею о том, что чрезмерное употребление алкоголя является следствием возможного социального стресса, вытекающего из того, что левши являются группой меньшинства», - прокомментировал лицо, ответственное за пресс-конференцию.

  1. Генетическую предрасположенность. Основной причиной «леворукости» считается преобладание правого Это совсем не значит, что у человека работает лишь часть ЦНС. Однако правая сторона считается более развитой. Данная особенность передаётся по наследству.
  2. Гормональную теорию. Часть ученых считают, что к рождению левши приводит повышенное действие тестостерона на организм беременной женщины и плода.
  3. Травмы правой руки. Иногда, человек становится левшой не потому, что у него преобладает правое мозговое полушарие, а вследствие длительного ношения гипса, атрофии мышц, паралича.
  4. «Копирование» действий окружающих. Данная причина относится к детям. Часто ребёнок начинает использовать левую руку, глядя на то, как пишут или едят родители или другие близкие (друзья в дошкольных учреждениях, бабушка, няня).

В некоторых случаях неправильное формирование мозговой деятельности связано с травмами и недостатком кислорода на поздних сроках беременности. При этом помимо «леворукости» формируются серьёзные нарушения. К ним относят: задержку развития, речи, умственную отсталость и т. д.

Левши слушают речи по-другому

«Каждому субъекту было сказано, что он должен использовать правую руку для ответа в течение первых двадцати звуков, слева в течение следующих двадцати секунд, затем справа и так далее». Это были показания теста, проведенного исследователями. Затем выводы исследования подтвердили, что левое и правое полушария специализируются на разных типах звуков и что, короче говоря, правые предпочитают быстро меняющиеся звуки, связанные с согласными и левыми, звуки, которые медленно менялись слогов или интонации.

Посмотрите, как Анджелина хорошо слушает вас. Из этого были сделаны сотни выводов, и самый чистый пример телефона эскачаррадо был забит на обложках, которые «левые и правые слушали речи по-другому», то, что говорит больше о преувеличении и необходимости в великолепном заголовке, чем Чувствительная реальность: «Не позволяйте истине испортить вам хорошие новости».

Взаимосвязь «леворукости» с работой головного мозга

Так чем отличается человек-левша от правши? На самом деле, выраженной разницы не существует. Если человек чаще использует левую руку, это вовсе не значит, что у него имеются отклонения. Также, подобная особенность не влияет на умственные и физические способности. Единственным отличием считается преобладание правого мозгового полушария, которое отвечает за творческую деятельность.

Университет королевы Маргариты постановил это с единственным исследованием, основанным на сборе левшей и правшей перед сценой из «Молчания ягнят». Попросив зрителей рассказать, что они помнят, левши показали более фрагментарные воспоминания и больше ошибок, чем правша, что-то, по мнению исследователей, было общим для людей, страдающих эпизодами посттравматического стресса. Объяснение будет находиться в полушариях мозга. Правая сторона этого отвечает за опыт, связанный со страхом, с тем же доминирующим полушарием у левых людей.

Да, Брюс боится. Те, кто отвечает, ученые из университетов Колумбии и Сан-Бернардино, утверждали, что левши жили на девять лет меньше, чем правша. Спустя годы было обнаружено, что это исследование было опущено, фальсифицировано и сбито несколько ключевых данных для конечного результата. Процедура была проведена среди покойного преклонного возраста, и многие другие были бы левыми, исправленными обществом, и были вынуждены использовать правую руку.

В некоторых случаях человек одинаково справляется с привычными (повседневными) действиями обеими руками. Тем не менее, в процессе обучения начинает преобладать использование правой, а реже - левой верхней конечности. У таких людей полушария головного мозга работают одинаково.

Левши обвиняют меньше, чем правые

Исследования и текущие исследования показывают, что нет никаких указаний на то, что склонность к левой стороне вашего тела предполагает более короткую продолжительность жизни. Нужно спросить, в чем состоит цель этого исследования, и прислушиваться к тому, что должен сказать здравый смысл: показать наиболее очевидное неравенство между левыми и правыми людьми? Отметить, что левши так же способны, как и правша? Подготовить левшей перед обществом, жертвами которого они являются? Очевидное дело - думать, что, может быть, все это продукт нечетного исследования, который не прошел хорошо.

Как различать левшей и правшей?

Чем отличаются от правшей, и как обнаружить эту особенность у ребёнка? В раннем возрасте сложно понять, какое полушарие мозга преобладает. Зачастую, дети пользуется обеими руками. Первые отличия левшей от правшей обнаруживаются приблизительно к 2-3 годам, когда малыши начинают самостоятельно кушать, рисовать. Однако и это не является достоверным показателем. Ведь, помимо руки, доминировать должны левые глаз и ухо. Выяснить, какое полушарие является ведущим, можно несколькими способами. Среди них:

Да, да, Билл Гейтс берет меньше миллионов левых. Чтобы найти авторов работы, нужно вернуться в Школу правительства Кеннеди в Гарварде, которая указывает в исследовании, что левши в мире зарабатывают от 10% до 12% меньше, чем правша. Причина, по мнению Джошуа Гудмана, экономиста, который подписывает исследование, заключается в том, что они более склонны к эмоциональным, поведенческим, учебным и менее научным проблемам. Через несколько дней после публикации и после критики он должен был выйти на первый план: «Я хочу уточнить, что в моем исследовании не указано, что все левши имеют эти недостатки».

  1. Предложить испытуемому скрестить руки в замок. При этом необходимо оценить расположение пальцев. В большинстве случаев правый - расположен сверху (снаружи). У левшей результат будет противоположным.
  2. Тест с часами. Ребёнку дают будильник, который он должен держать обеими руками. После этого, испытуемого просят послушать тиканье часов. Обращают внимание на то, к какому уху ребенок поднесёт будильник. Эта сторона и будет ведущей.
  3. Тест на определение «преобладающего» глаза. Человеку дают в руки свернутый лист бумаги и просят посмотреть через него. Следует обратить внимание, к какому глазу испытуемый поднесёт «подзорную трубу».

Все перечисленные тесты проводят детям старше 5 лет, а также взрослым. В некоторых случаях «ведущие» ухо и глаз могут быть левыми, а рука - правой. Такой результат свидетельствует о том, что ребенка переучили, или об одинаковом развитии обоих полушарий мозга.

Хотя об этом идет довольно много исследований, связанных со всеми видами условий и поиском происхождения по разным причинам - от морфологии и структуры мозга до окружающей среды, в которой они растут, - один из них должен быть подчеркнут, что по-прежнему остается в силе для многих. Это исследование, проведенное в конце 90-х годов студентами-психологами Университета Коннектикута. Мальчики пытались объяснить, что увеличение творчества у левых людей стало следствием окружающей среды. Или что то же самое: левшам, в постоянной импровизации, чтобы встретиться с миром правшей, развились более определенные части их мозга.


Чем левши отличаются от правшей: разница в поведении

Поведение «леворуких» людей существенно не отличается от тех, кто активнее использует правую верхнюю конечность. Особенно сложно заметить отличия во взрослом возрасте. Ведь на поведение человека воздействует множество факторов: особенности воспитания, приобретённый жизненный опыт и т. д. Итак, чем левши отличаются от правшей? Особенности поведения легче выявить у детей. Ребёнок - левша считается преимущественно творческой личностью, предпочитает рисовать, самостоятельно придумывает игры и персонажей. В школе такие дети чаще склонны к изучению гуманитарных наук.

Да Винчи был довольно креативным, да. В этих случаях полушария мозга взаимодействовали больше, улучшая общую производительность, и совершенно очевидно, что мозги левша работали таким образом, что мозги правшей никогда не испытывали. Широко известно, что левые люди умнее, и в них определенно есть особый прикосновение, поскольку они видят жизнь в своей специфической способности развиваться в разных областях искусства и интеллектуальной деятельности.

Конечно, левые люди составляют около 10 процентов населения, но, откровенно говоря, кажется, что общество их забыло. Правые гаджеты, неловко спроектированные столы, кухонные инструменты, которые идеально подходят по правую руку, кажется, что они не учитывают их!


Чем отличается левша от правши: психология личности

Ученые много раз проводили различные исследования, позволяющие выявить разницу в психологии между левшами и правшами. Помимо творческих способностей, преобладание одного из полушарий сказывается на умственных и эмоциональных реакциях. Кроме того считается, что у левшей более развита способность к выражению своих мыслей, то есть ораторское искусство. Считается, что люди, у которых преобладает правое мозговое полушарие, имеют склонность к замкнутости (интроверсии), агрессивности и астеничности. Несмотря на это, левши отличаются нестандартным мышлением. Среди них - большое количество ученых, художников и музыкантов.

Почему некоторые левши и другие правые?

Ученые не совсем уверены, но исследования указывают на сложное сотрудничество между генами и окружающей средой. Хотя точный набор «левых генов» не был обнаружен, люди, которые преимущественно используют левую руку, имеют больше левых членов в семье. Кроме того, исследователи обнаружили различные проводки мозга у правых и левых людей. Но независимо от того, что побуждает кого-то использовать их правую или левую руку, наука также обнаружила набор личностных качеств, которые, как правило, имеют левши.


Что делать, если ребенок - левша?

Чем левши отличаются от правшей, и что делать, если ребёнок чаще использует «не ту» руку? Ещё совсем недавно считалось, что с подобной особенностью следует бороться. Однако такое мнение ошибочно. Ведь если принуждать малыша делать всё правой рукой, это не изменит его мозговой деятельности. Кроме того, переучивание может привести к психологическим проблемам. Ребенок начинает стесняться своей природной особенности, считать себя не таким, как все. Ещё одним отрицательным последствием переучивания является формирование Поэтому ребенка - левшу не стоит заставлять писать и кушать правой рукой, если ему так неудобно. Напротив, следует внушать малышу, что его особенность совершенно нормальная.

Итак, для всех вас, левёв, правшей, которые любят левшей, и людей, которые находятся там, - это время, чтобы догнать их знание левшей и помочь положить конец их дискриминации раз для всех. Согласно данным исследования, проведенного Медицинским центром Джорджтаунского университета, люди, которые используют их левую руку, когда они слышат, могут слышать более быстрые звуки, чем те, кто использует их правую руку. Они обнаружили, что левое и правое полушария мозга специализируются на разных типах звуков - , которое контролирует правую руку, любит быстро менять звуки, такие как согласные, в то время как правое полушарие, которое управляет левой рукой, нравится медленно меняйте звуки, как слоги или интонации.

Специальные ручки для левшей

Чтобы помочь левшам, были придуманы специальные школьные принадлежности. Ведь использовать привычные предметы таким детям не совсем удобно. Чем отличаются ручки для левшей и правшей, а также другие канцелярские принадлежности? Среди предметов, созданных для облегчения работы, имеются специальные точилки с лезвием, направленным против часовой стрелки, ножницы, и т. д. Ручки отличаются тем, что имеют специальные углубления для пальцев левой руки. В некоторых магазинах можно найти даже линейки с обратным расположением цифр.

Ваша латерализация может определить ваше здоровье

Лишь около 10 процентов населения левша. Теперь подумайте об этом: около 20 процентов людей с шизофренией преимущественно используют левую руку. Совпадение? Исследователи не знают точно, как это объяснить, но многие считают, что это связано с тем, как мозг подключен. Однако около 30% левых людей являются частичными в правом полушарии или вообще не имеют доминирующего полушария. По мнению ученых, наличие доминирующего полушария намного более эффективно - и поэтому у некоторых левых людей есть повышенный риск расстройств обучения и расстройств мозга.

Всемирно известные левши

Чем левши отличаются от правшей, и какие примеры встречаются в истории? Каждому знакомы такие имена как Альберт Эйнштейн, Леонардо до Винчи, Исаак Ньютон, Вольфганг Амадей Моцарт и т. д. Однако не все знают, что эти люди отличались не только своим талантом, но и «леворукостью». Среди современников можно выделить миллионеров Генри Форда, Билла Гейтса, музыканта Пола Маккартни, актеров - Киану Ривза, Николь Кидман, Вупи Голдберг и т. д.

Левши - лучшие художники

Тем не менее, левшей может быть повезло, когда речь идет о других проблемах со здоровьем: опрос, проведенный более чем 4 миллионами участников, показал, что у левшей были более низкие показатели артрита и язв. Левша много лет хвастается своим творческим талантом. Но верно ли, что если вы левша, у вас есть больше возможностей для художественного и инновационного? Согласно исследованию, опубликованному в «Американском журнале психологии», есть некоторые свидетельства того, что у левшей есть эстафету по крайней мере в одном креативном аспекте: они лучше подходят к разному мышлению, способу генерации идей, которые исследуют многие возможные решения.

«Отныне 13 августа каждого года будет отмечаться Международный день Левшей, знаменующий борьбу за свободу и достоинство Левшей всего мира», - так гласит «Билль о левшах», который был принят в 1976 году. Левшей среди нас немного, от трех до десяти процентов (среди взрослых их меньше), однако они всегда были очень интересны исследователям. Все представления о левшах сводятся прежде всего к леворукости. Тем не менее существуют такие понятия, как левоногость, левоглазость и левоухость.


Удивительно высокий процент последних президентов США левша. Фактически, есть слухи о том, что Рональд Риган родился левшами, но строгие школьные учителя сделали его правым, когда он был молодым. Гольф-легенда Фил Микельсон, теннисист Рафаэль Надаль, чемпион по боксу Оскар де ла Хойя, великий нападающий Лионель Месси - знаете ли вы, что большое количество ваших любимых крупных спортивных звезд - левша? На самом деле, у левшей может быть преимущество в спорте с участием двух соперников, которые сталкиваются друг с другом, таких как теннис, бокс и бейсбол.

Кроме того, ученые находят большое количество признаков левшества. Например, правая и левая половины носа различны по остроте обоняния. Большая чувствительность левой стороны носа к запахам установлена у 71% взрослых, правой - у 13%. Правда, потеря чувствительности случается при искривлениях носовой перегородки, однако большая острота обоняния на левой половине носа бывает и при прямой перегородке.
Если брать чувство вкуса, то здесь тоже наблюдается асимметрия. На левой половине языка здорового взрослого находят больше вкусовых сосочков, поэтому на левой половине языка вкусовая чувствительность несколько острее, нежели на правой.
Абсолютных левшей, как, впрочем, и правшей, в мире немного. Тесты фиксируют, как причудливо парные органы «раскидывают» основную нагрузку на разные стороны тела. В своей монографии «Левши» отечественные исследователи Института нейрохирургии имени Н. Н. Бурденко, доктора медицинских наук Наталья Брагина и Тамара Доброхотова приводят результаты своих исследований среди 100 студентов и аспирантов (50 мужчин и 50 женщин). Полными правшами оказались лишь 38% испытуемых. Полных правшей среди мужчин больше, чем среди женщин (40 и 36%). Соответственно, 62% оказались частичными левшами, но среди них не было ни одного полного левши, с левым профилем асимметрии по всем органам. Из частичных левшей леворуких оказалось 5%, а из оставшихся 95% праворуких 57% имели другие проявления левшества: ноги, зрение или слух. Самым частым (37%) было левшество слуха.»
Но самое интересное, есть ли различия в возможностях «пульта управления» левшей и правшей, то есть на уровне функционирования их мозга.
Гипотезы о том, что левое полушарие является логическим, а правое - образным, уже давно опровергнуты. Они основывались на том, что в правом полушарии был найден центр речи - зона Брока и зона Вернике. Чем больше ученые узнают о мозге, тем меньше понимают, как он устроен. Однако увидеть различия в функционировании структур правшей и левшей все-таки можно.

Ученые определили главную причину дислексии: по их мнению, она возникает из-за нарушения «коммуникации» между областями мозга, которые обрабатывают речевую информацию, и областью Брока – центром, управляющим речью
Левое полушарие имеет более локальную организацию и представительство ведущих органов, а правое выполняет скорее соединяющую функцию, для чего необходимо много проводящих путей, объединяющих участки, рассеянные по всему мозгу. Согласно исследованиям, у правшей мозг в большей степени работает по принципу отрицательной обратной связи за счет большого количества тормозных связей между полушариями. Количество тормозных связей у правшей больше, чем активирующих. Существует гипотеза, что таким образом кора (сознание) тормозит подкорку (эмоции). А у левшей в работе мозга преобладает принцип положительной обратной связи.



В процессе исследований было выяснено, что левши обрабатывают информацию двумя полушариями одновременно. Еще одно отличие, обнаруженное в ходе исследования, касалось процесса обработки сенсорной информации: обычно данные, воспринимаемые правой частью тела (правым глазом, правым ухом и т.д.), транслируются в левое полушарие мозга для обработки. Соответственно, информация, полученная левой частью, отправляется на обработку в правое полушарие мозга. В итоге мозг комбинирует результаты обработки обоих полушарий, предлагая то, что мы обычно видим и слышим.
Разницу в работе мозга можно увидеть на графиках электроэнцефалограммы (ЭЭГ) правшей и левшей в момент засыпания. У правшей обычно функционирует только одна зона мозга - он работает экономно. У левшей ученые наблюдают включение разных структур мозга одновременно. Из этого обычно выводят разные теории о возможности творчества и логического мышления. Считается, что оно больше развито у левшей, потому что некие идеи, которые правша сразу отвергнет из-за отсутствия четкой логики, левша с синфазной работой мозговых структур вполне может принять.
Специалисты наблюдают разницу и в процессе восстановления после травмы мозга у левшей и правшей. У первых структуры мозга легче перестраиваются, берут на себя функцию поврежденных участков. А вот правшам такая пластичность несвойственна. Есть и другая сторона этого же процесса: у левшей легче развивается приступ эпилепсии. Причем различия найдены даже на подступах к приступу: правша обычно чувствует его приближение, а левша никогда не может вспомнить, как он начался.
Впрочем, работа такого органа, как мозг, требует гораздо большего количества исследований и объяснений.

Считается, что у левых спортсменов гораздо больше возможностей практиковать против правых противников, чем наоборот. Согласно последнему исследованию Британского психологического общества, у левшей больше страдает страх, чем правша. Для исследования участники смотрели восемь минут фильма «Тишина невинных». Когда его попросили вспомнить о событиях в сегменте, у левых людей гораздо чаще проявлялись симптомы посттравматического стрессового расстройства, чем у правых, среди которых были фрагментированные описания и ошибки.

Вините мозг: Ясно, что две части мозга имеют разные роли в посттравматическом стрессовом расстройстве, а правая рука мозга, похоже, связана со страхом. Если вы не можете пройти мимо той битвы, которую вы имели с вашим правым другом, вы можете обвинить свою латеральность. Согласно небольшому исследованию, у левшей больше шансов иметь отрицательные эмоции. Кроме того, они, похоже, испытывают больше проблем с обработкой своих чувств. Опять же, это, похоже, связано с подключением к мозгу. По сравнению с правшами левые участники исследования показали дисбаланс в активности между левым и правым полушариями, когда они пытались переработать свои колебания настроения.

Некоторое время назад я задавал примерно такой же вопрос нейропсихологу, доктору психологических наук Татьяне Ахутиной . Привожу выдержки из ее ответа:

Да, оба полушария мозга имеют разные стили работы. Да, у взрослых и детей имеются индивидуальные различия, и, в частности, они могут предпочитать разные стили работы. Но что, как правило,не учитывается в популярных изложениях принципов работы мозга – это изменчивость функциональных систем мозга, его пластичность, вероятностный характер психического развития. Близкие результаты могут быть получены разными средствами.

Так, нейропсихологическое исследование одаренных школьников, имеющих высокие достижения в математике, показало, что среди них есть как выраженные правши, так и левши и амбидекстры (люди без выраженного предпочтения правой или левой руки). При этом правши чаще всего проявляли высокие волевые качества и упорство в решении задач, а левши и амбидекстры (особенно с разным предпочтением глаза и уха) часто отличались повышенным уровнем тревожности, интроверсии и астеничности (Ж.А. Лукьянчикова, 2006). Опытный нейропсихолог говорит лишь о тенденциях в проявлении эмоционально-волевых качеств, она не делит школьников на левополушарных и правополушарных и подчеркивает, что дети в обоих концах континуума левшества-правшества могут быть успешными математиками. Это миф, что можно определить по одному тесту доминирование того или иного полушария и связанную с ним специфику когнитивных и эмоциональных процессов, профессиональные и личностные предпочтения.

В чем же специфика работы левого и правого полушария у взрослых? Ученые отмечают, что моторные и сенсорные (воспринимающие информацию) области больше представлены в левом полушарии, ассоциативные зоны - в правом; и что в левом полушарии наблюдается преобладание внутрирегиональных коротких связей, а в правом – длинных межрегиональных. Эти особенности полушарий определяют, что задачи межсенсорной интеграции лучше решает правое полушарие, а левое хорошо справляется с задачами, требующими точности движения или восприятия.

Двум полушариям соответствуют две стратегии переработки информации: аналитическая (последовательная) у левого полушария и холистическая (параллельная) – у правого. Это объясняет, почему правое полушарие успешнее решает новые и хорошо упроченные (автоматизированные) старые задачи, а левое полушарие – новые варианты старых задач, предъявляющие требования к компактности хранения и точности извлечения из памяти.

Еще один миф связан с тем, что правое полушарие начинает работать сразу с момента рождения, а левое, якобы, развивается постепенно. Не работающие нервные клетки не получают достаточно питания и погибают, так что весь мозг работает с самого начала. Что же касается разных стратегий работы, то ученые спорят, когда в полной мере актуализуются эти стратегии, но ясно, что предрасположенность к ним закладывается до рождения. Близкий к предыдущему миф говорит, что за доминированием в раннем детстве правого полушария следует доминантность правого. Исследования электрической активности мозга свидетельствуют о циклических сменах доминантности. Смены доминантности можно проследить на примере развития речевой функции.

Как известно, у взрослых правшей доминантно по речи левое полушарие (у амбидекстров и левшей речевые функции распределены между левым и правым полушарием). Однако интонация и смысловая цельность высказывания зависит от функций правого полушария. У новорожденного звуки речи вызывают большую активацию левого полушария, а звуки музыки, интонационный контур фразы – правого. Эти данные интерпретируют как свидетельство генетической предрасположенности левого полушария к обработке быстрых акустических изменений, в частности, звуков речи, и правого – к изменениям более длинных сигналов. У детей 13-17 месяцев различия в мозговой реакции (связанные с событиями потенциалы) на знакомые и незнакомые слова были двусторонними с несколько большей активацией справа. К 20 месяцам различия обнаруживались только в левом полушарии. Более того, 20-месячные дети со словарем более 150 слов обнаруживали четко локализованный левополушарный ответ, дети же со словарем менее 50 слов давали более диффузный ответ. Отсюда был сделан вывод, что быстрый рост словаря («лексический взрыв») предполагает левополушарный сдвиг доминантности для этой функции. У детей 28-30 месяцев слова открытого класса (существительные, глаголы) и закрытого класса (служебные слова) производили разный эффект, но он был симметричным. Дети 3 лет обнаруживали преобладание левосторонней активации при предъявлении служебных слов. При этом опять дети с более богатым словарем были более похожи по картине ВП на старших детей, чем дети с менее богатым словарем. На основании этих данных исследователи предполагают, что приобретение первых 50 слов по одному, а позднее такое же освоение словосочетаний и синтаксических конструкций (item-based) идет с активным участием правого полушария. Напротив, выведение правила и его применение идет с участием левого полушария (подробнее см. Ахутина и др., 2013).

Все мы знаем, что левшей на свете гораздо меньше, чем правшей, однако далеко не всем известно, как достоверно определить, является ли человек лево- или праворуким, какие особенности личности психологи связывают с данными группами и насколько достоверны расхожие мнения о специфике характера право- и левополушарных. Именно эти понятия, явления и процессы я решила сделать объектом своего исследования.

В связи с этим в своей работе я решила рассмотреть типы мышления под несколько нетрадиционным углом — с точки зрения право- и левополушарности. Вследствие этого, тема моего исследования, на первый взгляд, может показаться не вполне корректной: с типами мышления у психологов, как правило, ассоциируется конвергентность, дивергентность, логика, интуитивность, интровертность, экстравертность и ряд других понятий. Однако, с моей точки зрения, доминирование одного из полушарий человеческого мозга оказывает на формирование личности, характера и темперамента человека влияние, глубину которого сложно переоценить, и одной из целей моего исследования является обоснование и доказательство данного тезиса.

Из остальных задач моей работы следует отметить определение соотношения между правшами, левшами и амбидекстрами, а также определение зависимости между функциональной ассиметрией головного мозга и некоторыми особенностями восприятия и реакции методом тестирования.

Из истории

На нашей планете, вне зависимости от национальности и расовой принадлежности, больше правшей. Так было всегда. Закрепление функции речи за левым полушарием, доминирующем у правшей, произошло еще во времена верхнего палеолита. На наскальных рисунках, сделанных около 30 тысяч лет назад, копье или дубинку охотники держат в правой руке. Французский ученый Джерре Леви объясняет это явление принципами естественного отбора: мужчины всегда выполняли роль охотников и руководителей переселений, и те из них, кто обладал хорошими зрительно-пространственными способностями (а подобные свойства психология приписывает, в основном, праворуким), имели преимущество.

Но человечество никогда не состояло исключительно из правшей. На древнегреческих вазах нередко встречаются изображения воинов, которые правой рукой прикрываются щитом, а левой наносят удар. В войске Александра Македонского имелась специальная «левая дивизия» — семьсот отборных воинов-левшей.

В древние времена леворуких людей считали «нечистыми». В Японии муж мог развестись с женой, узнав, что она левша. В фольклоре многих народов и в Библии слово «левый» означает все плохое, а слово «правый» — все хорошее. По-английски левый — еще и «зловещий», «скверный», по-французски — «неуклюжий», «нечестный», по-итальянски — «дефектный», а по-русски — «некачественный».

В Италии каждый ребёнок знает, что дьявол — левша. На иконах, изображающих страшный суд, праведники стоят справа от Спасителя, а слева — грешники. О традиционном отношении к левшам говорят и народные поговорки и приметы: «Встал с левой ноги — весь день пойдёт наперекосяк», «Родинка на левом плече — останешься старой девой», если кто-то протягивает для приветствия левую руку — значит, недолюбливает, желает зла. Существует убеждение, что чёрная кошка перебегает дорогу исключительно слева направо.

В средние века, охотясь на ведьм, леворукость связывали с дьяволом. Возможно, тот факт, что Жанна д’Арк была левшой, помог инквизиторам приговорить ее к сожжению на костре. Император Петр Первый запрещал свидетельствовать в суде кривым, рыжим и леворуким, «понеже Бог шельму метит». А в Советском Союзе левшей переучивали вплоть до 1985 года.

Но леворукость отнюдь не всегда и не везде считалась дефектом. Так, древние египтяне считали хорошей приметой войти в дом с левой ноги, ацтеки делали операции на почках левой рукой, древние инки считали, что быть левшой — большое счастье, а эскимосы по сей день верят, что каждый левша — колдун, а значит человек, пользующийся уважением и многочисленными привилегиями.

Если говорить о более современных примерах, то левша Наполеон Бонапарт был изображен своим современником на картине верхом на лошади и держа телескоп у левого глаза. При работе над Сикстинской Часовней Микеланджело рисовал обеими руками — он, как и президент США, Джеймс Гарфилд, который одной рукой мог писать по-латински, а другой - по-гречески, был амбидекстром.

Нейл Армстронг свой знаменитый «маленький шаг одного человека — и огромный шаг всего человечества» сделал левой ногой. Все кандидаты на президентских выборах 1992 года в США — Билл Клинтон, Росс Пэрот и Джордж Буш — были левшами.

Разделение функций между полушариями

Из-за особенностей строения головного мозга большинство людей пишет, рисует, перелистывает страницы книги, держит телефонную трубку, нажимает кнопки в лифте и так далее какой-нибудь одной рукой, вследствие чего мы разделяем мир на правшей и левшей.

Вышеупомянутые особенности строения мозга заключаются в его функциональной ассиметрии: левое полушарие контролирует сокращения мышц правой части тела, а правое — левой. В упрощенном виде это явление характеризуют термины «правополушарность» и «левополушарность», обозначающие, соответственно, правшей и левшей; разделение же функций между гемисферами получило название функциональной ассиметрии.

Изучение принципов «разделения труда» между большими полушариями головного мозга началось в середине XIX века на пациентах с очаговыми поражениями головного мозга, обусловленных кровоизлияниями и черепно-мозговыми травмами. К примеру, у правшей при поражении правого полушария выявлялись обонятельные галлюцинации, нарушение образного мышления, топографической памяти; при поражении левого полушарие наблюдалось нарушение речи, сознания, вербальной памяти; у левшей же были отдельные, только им присущие синдромы — такие, как состояние сумеречного сознания, зеркальность, кожно-оптическое чувство, нарушение сна с последующим развитием эндогенной депрессии и нарушение речи (в 85% случаев), что впервые было установлено английским ученым Э. Броком.

Исходя из этого, легко предположить, что задачи правого и левого полушарий различны. Более того, современные медики с уверенностью могут сказать, что нет такой функции, за которую были бы ответственны как правая, так и левая гемисфера.

Однако, исследователями были зафиксированы факты «обмена» функциями между полушариями. В частности, широко известен случай с двухмесячного возраста британским подданным Брайаном Бертеном, попавшим в автокатастрофу. Мальчику удалили левое, сильно травмированное полушарие и создали самые благоприятные условия для развития, после чего, вопреки прогнозам, он стал нормально говорить (т.е. функции речи взяло на себя оставшееся у него правое полушарие). Врачи и нейрофизиологи наблюдали за Брайаном в течение многих лет. Пять лет спустя после операции коэффициент интеллекта у него составлял 164 пункта из 200, а к 26 годам Бертен окончил университет и получил ученую степень.

Но, по мнению ученых, этот случай должен оставаться исключением, не переходящим в правило. Считается, что причиной невротизации детей независимо от их функциональной ассиметрии полушарий является нарушение межполушарного взаимодействия: блокирование активности ведущего и перегрузки менее активного полушария. Прямым следствием этого являются различные невротические расстройства — истерия, психастения, шизофрения и т.п.

В 30-40 годах началось изучение функциональной асимметрии на здоровых людях. Выявленные асимметрии разбили на три основных вида: психическая, моторная и сенсорная.

Моторная асимметрия — асимметрия функционирования ног, рук, мышц лица. Например, у правшей левая рука более вынослива, чем правая к статичному усилию; мышцы левой части лица сильнее правой, в результате левая половина лица кажется более мужественной.

Сенсорная асимметрия — асимметрия функционирования органов чувств. Различают асимметрию органов зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Информация, воспринимаемая сенсорными системами, поступает в правое и левое полушарие, а ее обработка и хранение происходит в гемисфере, адаптированной к данному виду информации.

Наиболее выражена асимметрия функционирования органов зрения и слуха. Известно, что ведущий глаз первый «ловит» предмет, поэтому быстрее происходит его аккомодация. Объект ведущим глазом воспринимается как больший по размеру и более и контрастный. В опытах по изучению асимметрии осязания установлено, что болевой порог выше на ведущей руке, а температурная чувствительность — у неведущей.

На данный момент времени не существует убедительных данных, доказывающих существование функциональной асимметрии органа вкуса и обоняния.

Распределении высших нервных функций между полушариями (мышление, сознание, эмоции, восприятие пространства и времени, речь) определяется как психическая асимметрия. Известно, что в формировании отрицательных эмоций принимает участие правое полушарие: состояние отрицательного эмоционального напряжения проявляется активацией теменно-височной области правой гемосферы: в результате выработки некоторых веществ в данной зоне в крови повышается уровень кортизола, наблюдается сдвиг болевого порога, повышение частоты и сила сердечных сокращений.

Психическая асимметрия полушарий мозга проявляется также в отношении речевых функций. Центр речи лишь в 15% случаев локализуется справа, что чаще обусловлено перемещением центра речи из левого в правое полушарие в результате травмы левой гемисферы головного мозга в период детства и полового созревания.

Правши, левши и оберукие

Исходя из анализа трех типов функциональной ассиметрии, составляется профиль ассиметрии человека, который позволяет условно разделить людей на правшей и левшей. При этом лишь наличие 75—100% «левых» или «правых» признаков позволяет говорить о том, что человек является так называемым истинным левшой или правшой.

Всех остальных относят к людям «смешанного типа», способным пользоваться обеими руками, ногами, глазами и так далее в равной степени. Их называют оберукими или амбидекстрами, и они, в свою очередь, делятся на «чистых» и «смешанных». «Чистые» оберукие одинаково хорошо работают и правой, и левой рукой. Но чаще амбидекстры одной рукой хорошо пишут, а другой, например, держат ложку — это «смешанный» тип. Французы для большей ясности даже ввели понятие «графический левша, но бытовой правша» — для тех, кто все делает правой, а левой только пишет или рисует.

Оберукость — явление не столь редкое, как может показаться. Так, с точки зрения физиологии, у детей до двух лет обе руки развиты совершенно одинаково — из-за этого, кстати, возникло предположение, что праворукость мы создаем у себя сами, соответствующим образом воспитывая наших детей. Еще древнегреческий философ Платон считал, что по глупости матерей и нянек, приучающих нас все делать правой рукой, мы приобретаем эту скверную привычку и из гармонически развитых детей, превращаемся в калек-взрослых.

Медики утверждают, что распознать в человеке правшу или левшу можно только на четвертом-пятом году жизни. С этим утверждением, правда, не согласны психологи, которые заявляют, что леворукость дает о себе знать уже на третьем месяце. Народные приметы говорят о том, что если, лежа на спине, ребенок принимает «позу фехтовальщика», значит, он, скорее всего, станет левшой; если же младенец все время норовит повернуть голову вправо, значит, будет правшой.

Почему человечество разделилось на правшей и левшей неясно. Так, З. Фрейд полагал, что леворукость — это эмоциональное следствие чего-то негативного, что было в жизни человека; генетики утверждают, что лево-/праворукость передается по наследству, а некоторые совсем уж фантастические теории говорят о том, что когда-то на нашей планете побывала экспедиция из «параллельной Вселенной». У пришельцев, внешне не отличавшихся от людей, были еще и необыкновенные психические способности. Наши предки восприняли их как богов, спустившихся с неба. Позже земные женщины родили от этих «богов» детей — левшей, обладавших удивительными способностями и талантами.

Титова Наталья, мама троих детей, двое из которых - левши

Около 15% людей являются левшами, то есть примерно каждый седьмой житель планеты. Родители, увидев, что их ребенок не такой, как остальные, начинают опасаться сложностей как в обучении, так и в дальнейшей жизни.

Немного теории: откуда берутся левши

Кто такие леворукие ? Это люди, у которых ведущая рука - левая. Левши же помимо левой руки используют чаще и левую ногу, лучше слышат левым ухом и более четко видят левым глазом. Также в мире есть амбидекстры - те, кто пользуется одинаково хорошо и левой, и правой частью тела.

Как же так получается, что одни люди - левши, а другие - правши? Как правило, женщины носили младенцев на левой руке, ближе к сердцу, а мужчины-воины защищали щитом прежде всего область сердца, поэтому правая рука была у тех и других более свободна для активной деятельности. Так определилось ее преобладание. А леворукость - это исключение из правил.

«Левшество» также передается по наследству: по статистике, около 50% левшей рождаются у родителей, у которых ведущая рука - левая.

Если один из родителей левша, то ребенку суждено в основном владеть левой рукой более чем в 16% случаев. А если оба родители правши, левшой ребенок будет только в 6% случаев.

Леворукость также бывает следствием патологии развития - от нарушений развития головного мозга до травм правой руки в раннем детстве. Но это уже другая история.

Мой личный опыт: чем отличаются левши от правшей

Я - мама троих детей, один из которых - правша, а двое других - чистые левши. Расскажу про отличие между ними из личного наблюдения.

Правша. Мой ребенок-правша не склонен к спонтанным действиям, неожиданным поступкам, но всегда надежен и тверд в своих убеждениях и предпочтениях. Он последовательно выполняет дела, более структурирован, у него аналитический склад ума, склонность к конструкторской деятельности. Ему важны стабильность и устойчивость, чтобы все было на своих местах - сейчас, завтра, через несколько лет. Во всем этом виден рационализм левого полушария.

Левша. В отличие от него левши - и девочка, и мальчик - более артистичны, обладают тонкой душевной организацией. Это творческие люди, которые любят нестандартные решения. Они выражают себя через чувства, готовы к приключениям, переменам, более открыты миру. Левши не просчитывают варианты («а что будет, если…»), они живут здесь и сейчас, готовы заниматься несколькими делами сразу, у них всегда есть желание улучшать то, что имеют. Перестановка в комнате, поход на три недели, совмещение футбола и театральной деятельности - чем только они не увлекаются! Кстати, театр, сочинение стихов, рисование, хор, игра на гитаре, раскрашивание парных кед в разные цвета - это все следствие работы более творческого правого полушария, которое отвечает за левую половину тела.

Как же так вышло, что в одной семье такие разные дети, спросите вы. Моим детям «левшество» досталось частично через меня (я - амбидекстр), мою бабушку и моего дядю, которые были частично леворукими. Зато в детях леворукость проявилась в полной мере. А вот сын унаследовал гены праворукости от отца.

Если ваш ребенок не проявляет себя с рождения как левша, делайте окончательные выводы о его леворукости не ранее 4-4,5 лет. Для этого используйте специальные тесты на определение ведущей руки.

Помните: левшей ни в коем случае нельзя переучивать, из-за этого могут произойти серьезные сбои в работе межполушарных связей, также это может быть чревато нарушениями здоровья.

Чтобы помочь ребенку быстрее овладеть новыми умениями, купите специальные товары, которые сконструированы под левую руку: ручки, ножницы, прописи.

Преимущества левшей

Да, левшам немного сложно жить из-за неприспособленности мира к их особенностям. Вместе с тем у них много преимуществ, которые надо знать и использовать.

Быстрая адаптация. Тот, кто родился левшой, вынужден всю жизнь приспосабливаться к жизни в праворуком мире. И у них это хорошо получается.

Творческие способности. Леворукие люди являются более эмоциональными, воспринимают мир скорее визуальными образами. Поэтому они оказываются способными к оригинальному художественному творчеству.

Способность из нерабочей руки сделать рабочую. Левши пользуются правой рукой гораздо чаще, чем правши левой.

Среди гениальных людей очень много левшей: великий актер немого кино Чарли Чаплин, изобретатель и живописец Леонардо да Винчи, римский император Тиберий, художник Пабло Пикассо, ученый Альберт Эйнштейн, автор «Алисы в Стране чудес» Льюис Кэрролл, участник группы «The Beatles» Пол Маккартни, император Наполеон, полководец Александр Македонский, композитор Людвиг ван Бетховен, футболист Диего Марадона, создатель Microsoft Билл Гейтс и другие.

Так что, если вы или ваш ребенок оказались левшами, будьте благодарны судьбе за такой прекрасный подарок и используйте в жизни эти прекрасные преимущества!